В Хиве создается музей немцев-меннонитов

В Хиве создается музей немцев-меннонитов

ykerykerykeryker.jpg

           Хива, с его знаменитым музейно-историческим комплексом «Ичан-Калъа», хорошо известен во всем мире и его посещение обязательно включается в маршруты многих туристических компаний.

Архитектурные памятники города, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о культуре, искусстве и жизни хорезмийцев. Здесь имеются святые мавзолеи валий, шейхов, суфий-мудрецов, духовных наставников, правителей-сайидов.

Открытие здесь  музея немцев-меннонитов на первый взгляд кажется неожиданным, но это на первый взгляд. Основная цель создания музея — показать толерантность народа Хорезма.

«Идея создания музея появилось еще в 2008 году, когда Хиву посетила делегация немцев-меннонитов (потомки тех немцев, которые жили в селе Ак-мечеть с 1883 по 1997 годы). Организаторами экспозиции меннонитов стали директор музея-заповедника Ичан-КалъаШоназарМатякубов и главный хранитель фонда – Азад Каримов, их поддержало Министерство культуры республики.

Меннонитами называли последователей Менно Сименса (1496-1561) вождя Анабаптистского движения в Нидерландах.  Вначале меннониты появились в Нидерландах, а затем в Швейцарии. Считается, что до 20 века почти все меннониты были германо-швейцарского или немецко-датского происхождения.

В 1881 меннониты появились в Зирабулаке, что на границе Бухары. Жители поселка Зирабулак гостеприимно приютили беженцев-меннонитов. 

Весной 1882 года они двинулись в Хорезм по приглашению хана Хивы Саид Мухаммад Рахимхана II. Благодаря его решению и поддержке в 1884 году в 15 км. от Хивы была основана колония Молочанских немцев (немцы, ранее проживавшие на реке Молочная Таврической губернии, ныне Запорожская область Украины) — 40 семей. Позднее к ним присоединились единоверцы из Киргизии, Поволжья, Украины.

cykerovkoykeoykerpyukp.jpg

             Хан велел отвести чужестранцам участок земли площадью около 50 га в селении Ак-мечеть, во владениях своего брата Атаджантюри. Первые четыре года община освобождалась от всяких повинностей. В дальнейшем она стала отдавать часть своих доходов в ханскую казну и Атаджантюре.

Постепенно состав колонии разросся до 62 хозяйств, а его территория увеличилась до 60 га. «Немецкий островок» был оформлен в виде небольшой крепостцы с одними запирающимися на ночь воротами. Обносить кишлак глинобитной стеной в целях безопасности — местная народная традиция того времени.

aykrvkeovkeoykerykeryer.jpg

             Получив землю, меннониты начали заниматься своим излюбленным занятием — земледелием и животноводством. На первых порах большим подспорьем в хозяйстве являлось рыболовство (рядом находилось озеро Ширкуль). Землю обрабатывали исключительно омачем. Постепенно научились на засоленной почве с использованием искусственного орошения выращивать непривычные для этого региона овощи — картофель, баклажаны, помидоры, огурцы, капусту и пряности. Разводили племенной скот.

Жители Хорезма перенимали полезные навыки «гостей» по возделыванию новых видов огородных растений, опыт по уходу за скотом. Меннониты, в свою очередь, охотно торговали с ними.

еньшая часть колонистов занималась традиционными ремеслами — сапожным, столярным, кузнечным, ремонтом нехитрого сельскохозяйственного инвентаря и другими. В зимние дни женщины коротали время за вязанием и шитьем.

Меннониты имели свою школу, где детей обучали чтению, письму и арифметике и своей религиозной доктрине на немецком языке. Мухаммад Рахимхан II предложил меннонитам статус охраняемого общества. Им было позволено контролировать свою школу и назначать своих учителей.

Немцы славились своим мастерством изготовления изделий из дерева. Их предметы мебели- столы, стулья, табуретки, шкафы, оконные рамы, двери и другие предметы домашнего обихода, стали входить в быт зажиточных хорезмийцев.

Своим толерантным отношением к коренному населению, они снискали доброжелательное и уважительное отношение к себе, которое хорезмийцы высоко ценят и сегодня. Хорезмийцы до сих пор говорят о меннонитах только хорошее и отдают дань доброму имени и светлой памяти, которые оставили «Ак-Мечетские» меннониты после себя. Местные жители хотят огородить место кладбища меннонитов (само кладбище не сохранилось, только место), поставить там памятник и создать музей.

Наверное именно поэтому на территории селения Ак-мечети, где проживали «немцы меннониты» принято решение создать реконструкцию периода их жизни, построить здания и другие сооружения того времени и разработать проекты о превращении села в туристический объект.