«Ювелирное искусство Узбекистана в коллекции Российского этнографического музея.

«Ювелирное искусство Узбекистана в коллекции Российского этнографического музея.

          Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге располагает богатыми этнографическими коллекциями предметов материальной и духовной культур народов Средней Азии и Казахстана.

В собрании РЭМ наиболее разнообразными видами  изделий представлено традиционное ювелирное искусство Бухары, Самарканда, Ташкента, в меньшей степени – городов Ферганской долины.

Сравнительно немногочисленна коллекция украшений Хорезма, но каждое из них уникально, их уже не изготавливали к началу XXв., а хранящиеся в семьях скупали коллекционеры.

Узбекские ювелиры использовали разные приемы: литье, ковку, гравировку и тиснение, зернь, ажурную и накладную филигрань.

Основным материалом служило серебро, которое в народе считалось «чистым» и оберегало от «сглаза». Позолотой покрывали лишь отдельные части изделий или тонкие, как фольга пластины  накладывали на металлическую или мастичную основу. Для вставок и подвесок использовали лал (рубин), гранат и другие камни красного цвета берилл от бесцветного до желтых и зеленых оттенков, перламутр, жемчуг, сердолик, бирюза( или имитирующая ее мастика), и коралл.

Каждый из них по древним представлением символизировал различные благопожелания-достатка, благополучия, здоровья, любви, деторождения, большой семьи. Сочетание в украшениях разных камней и минералов должно было усиливать, его магические свойства.

Традиционно повторяемые многими поколениями мастеров знаки- символы создавали неповторимый облик традиционных узбекских ювелирных изделий. Особое значение придавали головным украшениям. Они крепились к головному убору с разных сторон. Основной частью головного убора являлось налобное украшение . В местных диадемах воплотились древние образы и представления, существовавшие у народов Средней Азии. Не случайно в их названии тиллакош, болоабру, сохранилось указание на брови, семантика которых связывается с образом птицы- символом счастья и благополучия на Востоке. В коллекции РЭМ есть украшения разного вида- головные, шейные, нагрудные, накосные.

be34.jpg

Тиллакош.

Среди украшений мужского костюма в собрании РЭМ представлены перстни, султан-эгрет, пояса с пряжками и накладками ювелирной работы. С.М. Дудин отмечал что «…у чиновников состоящих на службе в Бухаре богатый пояс составляет своего рода знак достоинства. От поясов обыкновенных сартов он однако отличается тем что к нему пришиваются так называемый хиляльдан- кожаный широкий четырехугольный гаман(кошелек) и два кошелька такой же работы но  грушевидной формы» ( отчёт Дудина о поездках в Среднюю Азию в 1900-1902гг.)

be35.jpg

Среди предметов конского убранства особую группу составляют части упряжи.  В изготовлении  которых принимали участие бухарские ювелиры. Их заказывали у лучших городских мастеров из серебра и золота со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Вместе с седлами и золотошвейными и вышитыми шелком попонами они составляли комплект по стоимости и роскоши, нередко, значительно превосходящий парадные костюмы высокопоставленных вельмож эмирата.

be36.jpg

Предметы парадной конской упряжи.

Большинство предметов хранящиеся в РЭМ было подарено Александру III  или Николаю II  бухарским эмиром Сайидом-Абдуллой-Ахадом Бохадур-ханом(1885-1910). Ювелирные изделия, изготовленные специально для посольских даров отличаются особым богатством и пышностью декора, необычной для предметов местного быта формой. К ним принадлежит  серебряный подсвечник «европейского» стиля , инкрустированный черной и цветной эмалью с большим количеством подвесок из фигурных медальонов и полудрагоценный камней и другие предметы . Подобные изделия должны были демонстрировать правителям других стран процветание Бухары и одновременно выражать лояльное отношение к культурным традициям других народов.

be37.jpg

Подсвечник.