«Трусливые и слабые уходят. Остаемся мы»: основатель Nike — о конкуренции
«Трусливые и слабые уходят. Остаемся мы»: основатель Nike — о конкуренции
Фил Найт, окончил бакалавриат Университета Орегона и получил степень MBA в Стэнфордской школе бизнеса. В 1969 году основал вместе со своим бывшим тренером по бегу Биллом Бауэрменом компанию Blue Ribbon Sports и начал продавать японские кроссовки в Портленде. Затем компания занялась производством собственной спортивной обуви и была переименована в Nike. До 2004 года Найт оставался в ней CEO, а до 2016-го — председателем совета директоров. Сегодня он по-прежнему выступает держателем контрольного пакета акций Nike и занимает 25-ю строчку в списке миллиардеров Forbes.
Верить, а не интересоваться
Чтобы подзаработать после окончания университета, Найт начал продавать энциклопедии в родном Портленде — и не смог продать ни одной. Чуть лучше было с продажами облигаций. Но настоящего успеха он смог добиться, когда начал продавать японские беговые кроссовки, а затем и спортивную обувь собственного производства. «Я осознал, что не просто продавал. Я верил, что, если каждый человек будет пробегать несколько миль ежедневно, мир станет лучше, — признается основатель Nike. — И верил, что эти кроссовки больше подходят для бега. Люди, чувствуя мою веру, хотели заполучить себе ее частичку».
Не интерес, не страсть, а именно вера в свой проект, в свое дело приведут к успеху. Добиться успеха в том, что оставляет тебя равнодушным, невозможно: «Во-первых, вам нужно найти свою нишу — нужна причина добиваться успеха. И нужно быть полностью, абсолютно увлеченным своим делом, потому что впереди будет много тяжелых моментов».
Найт призывает молодых людей искать свое призвание, не бояться менять профессию и начинать заново: «Если вы следуете своему призванию, то будет проще справляться с усталостью, неудачи станут мотивацией, а удачи — дарить не сравнимые ни с чем чувства».
Ваша идея, ваше увлечение может казаться безумным, и это замечательно, потому что весь мир держится на безумных идеях. Главное — не дать скептикам себя переубедить.
Когда у Найта спрашивают, думал ли он когда-то, что его бизнес приобретет такие масштаб и влияние, тот неизменно отвечает: «Все идет точно по плану».
Бизнес — это спорт
«Трусы так никогда не решаются стартовать, а слабые умирают по дороге. И в итоге остаемся мы с вами, дамы и господа!» — Найт, входивший в студенческие годы в команду Университета Орегона по бегу, не видит большой разницы между спортом и бизнесом. Искусство конкуренции, по его словам, — это искусство забывать. Если ты хочешь чего-то добиться, тебе нужно забыть о своих сомнениях, пределах возможностей, боли и прошлом.
В 24 года во время одной из своих тренировок Найт вывел для себя принцип, которому следует всю жизнь: не останавливаться. Что бы ни происходило, нужно всегда идти к своей цели и прилагать для этого все усилия, не обращая внимания на препятствия. Если что-то не получается, нужно пробовать дальше: «Иногда нужно бросить [идею]. Иногда осознание, когда нужно оставить попытки, когда нужно пробовать что-то еще, оказывается гениальным. Бросить не значит остановиться».
И, как в спорте, порой все определяет банальное везение. Важны и упорный труд, и хорошая команда, и ум, и преданность идее, но бывает, что весь результат зависит только от удачи. Поэтому нельзя опускать руки.
Бегуны, бухгалтеры и юристы
Когда Найт основал Nike, у него не было ни управленческого опыта (и, как он сам признается, выдающихся лидерский качеств), ни опыта в производстве обуви. Но зато был навык, который помог с этим справиться: «Мне всегда неплохо удавалось правильно оценивать людей вокруг».
Бизнесмен решил, что сотрудников лучше всего искать среди тех, кто увлечен идеей не меньше, чем он сам, и хорошо разбирается в теме
Но компании были нужны не только хорошие разработчики, но и грамотные менеджеры. Найт рассказывает, что искал тех, кто обладает острым умом и способен быстро разбираться в сложных вещах и больших объемах информации, этого было достаточно.
Такими специалистами оказались бухгалтеры и юристы — Найт нанимал именно их: «Когда ты нанимаешь бухгалтера, ты знаешь, что он умеет считать. Когда нанимаешь юриста — знаешь, что он умеет говорить».
Не сбивать потребителя с толку
Продукт компании говорит сам за себя, если он действительно качественный и инновационный. Найт предостерегает, что это справедливо лишь на ранних этапах, потом же обязательно подтягиваются конкуренты. И для борьбы с ними нужен не только инновационный продукт, но и инновационный маркетинг. Это, с одной стороны, умение прислушиваться к желаниям и настроениям потребителей, с другой, — понимание собственного бренда.
«Бренд — это нечто, что обладает для покупателей четко выраженной индивидуальностью, которую компания в течение нескольких лет создает с помощью ясного, внятно сформулированного месседжа, пока не набирается критическая масса потребителей», — объясняет Найт.
С самого начала все понимали, что Nike делает беговые кроссовки и первоклассный продукт для беговой дорожки и спортивной площадки. Это была ясная идея, и Nike была очень успешна.
Если система ценностей бренда понятна и значима для потребителя, у компании получается выстроить эмоциональную связь с аудиторией.
Люди принимают любые решения, будь то покупка кроссовок или же заключение брака, основываясь на эмоциональной привязанности. Это помогает завоевать и удерживать доверие потребителей в течение долгого времени: «Не имеет значения, как много людей ненавидит твой бренд, пока достаточно тех, кто его любит».
Формула успеха Nike это вовлеченность основателя в идею того что его продукт лучше всего подходит для людей. Вера в свое дело и полная отдача залог успеха.
Отредактировал Мерзляков Н