Пугаченкова Г. А. Среднеазиатские миниатюры (XVI—XVIII веков в избранных образцах)

Пугаченкова Г. А. Среднеазиатские миниатюры (XVI—XVIII веков в избранных образцах)

pro1.jpg

Пугаченкова Г. А. Среднеазиатские миниатюры (XVI—XVIII веков в избранных образцах). Ташкент: Главная редакция энциклопедий, б/г. – 47 с.

   Рукописная книга — одно из великих достижений культуры мусульманского Востока. Она существовала и в средневековой Европе, но с 15 века созданный Гутенбергом печатный станок, получив повсеместное распространение, свел на нет мастерство рукописных манускриптов. Восток лишь в 19 веке освоил книгопечатное издание. Образцы миниатюр из собрания Института востоковедения АН Республики Узбекистан дают представление о развитии этого жанра изобразительного искусства мусульманского Востока, в которое художники Средней Азии внесли весомый вклад.

 

 

 

 

 

 

 

ВЗЯТИЕ ШЕЙБАНИХАНОМ САМАРКАНДА
Мулла Мухаммад Шади. «Фатхнаме». Начало 16 века.

Миниатюра пострадала от времени, но сохраняет интерес и своей композицией и исторической достоверностью. Глава узбеков Дешти -Кипчака — северо-западного, степного региона Средней Азии Шейбанихан в начале 16 века успешно завоёвывал владения тимуридов. Долгой, четырёхмесячной осаде был подвергнут им главный город Самарканд, обороняемый последним представителем тимуридского рода Захиреддином Бабуром. Решительная атака Шейбанихана у Железных ворот (Ахании) города привела к победе, и Бабур вынужден был бежать. Это событие отражает двойная миниатюра к «Фатхнаме». Здесь показаны мощные стены и и укреплённые ворота Самарканда, на стенах его последние защитники, но из ворот уже выгнана толпа горожан, узбеки ведут атаку, и справа на коне, дает команды Шейбанихан. Торжество победителя воспето Шали в заключительной части поэмы и иллюстрировано художником.

pro2.jpg

ПОСЕЩЕНИЕ ШЕЙБАНИХАНОМ «ЛУНОЛИКОЙ, ПЛЕНЯЮЩЕЙ СЕРДЦА»
Мулло Мухаммад Шади. «Фатхнаме». Начало 16 века.

Изображение пары влюблённых или же знатной супружеской четы было широко распространено в миниатюре Среднего Востока. Обычно они предстают на фоне лирического пейзажа, или в богатом интерьере, либо восседающими в нарядном павильоне в цветущем саду. Здесь иное художник явно выделяет степной уклад полукочевой среды окружения Шей-банихана. Его визит к представительнице знатного
рода, за которым последовало сватовство, передано художником в скупом пейзаже степей, где хан восседает со своей будущей женой на фоне юрты, в окружении служительниц/ У хана и участниц подчёркнут монголизированный тип лица, характерные для узбеков Дешти-Кепчака одежды и головные уборы. Фигуры крупны, позы сдержаны, но рисунок точен и колорит богат.

pro3.jpg

ПИРШЕСТВО НА ЛУГУ
Масуд ибн Османи Кухистани. «Тарихи Абулхайр». 1541г.

Излагая родословную Абул-хайра — главы узбекского рода, пребывавшего в Дешти-Кипчаке, автор предваряет его историей великих завоевателей предыдущих времён, особо акцентируя родовую связь с Чингизидами. Ряд миниатюр в данном списке «Тарихи Абул Хайр» изображает очередного монгольского хана в природном ландшафте, привычном для кочевников. Он восседает на переносной золотой тах¬те в окружении приближенных и служителей, прямо на траве установлены напитки и яства. И хотя это эпизоды уже далеки от времени переписки данной рукописи, миниатюрист придаёт персонажам — их облику, костюмам, обстановке черты не монгольской, а узбекской среды 16в. Такова и данная сцена. Сочная зелень и золото небес, яркие одежды, разнообразные сосуды и вооружение определяют общую колористическую насыщенность миниатюры.

pro4.jpg

МУЖЕСТВО ДЖАЛАЛЕДДИНА
Масуд ибн Осмони Кухистани. «Тарихи Абулхайр». 1541г.

История похода армии Чингисхана в Среднюю Азию была полна драматических событий. В 1219г. был захвачен Хорезм, уничтожено двести тысяч жителей, правитель хорезмшах Мухаммад бежал. Однако сын его Джела леддин Менкуберды сражался до последнего, оставшись в одиночестве, он выхватил меч, готовясь с боем отдать свою жизнь. Согласно «Тарихи Абулхайр» мужество Джалаледдина вызвало восхищение предводителя хорезмийского похода Угедея, сына Чингисхана. Миниатюра передаёт этот драматический эпизод, на ней два разделённых Амударьёй плана, где плотному отряду монгольских воинов противостоит одиночная фигура Джалаледдина. Контрастен пейзаж, который как бы подчёркивает это противостояние: скудная, с малыми травками степь как фон яркокрасочной группы монгольских воинов, где детально выписаны их разноцветные костюмы, цветные бунчуки, щиты, конские попоны, а напротив покрытый пышной зеленью и цветами луг, на котором одинокая фигура отважного царевича и его белоснежный конь.

pro5.jpg

СИЯВУШ ПРОХОДИТ ИСПЫТАНИЕ ОГНЁМ
Фирдуоси. «Шахнамс».Список 1556г., миниатюры конца 16в.
Художник Мухаммад Мурад Самарканди.

Один из романтических героев «Шахнаме» Сиявуш был обвинён своей мачехой Судабе, воспылавшей к нему греховной страстью, в посягательстве на её честь. Чтобы снять обвинение он прошёл через древний обряд очищения огнём. Сюжет этот охотно избирали иллюстраторы «Шахнаме». В данном списке Мухаммад Мурад Самарканди использует ставшую еще в 15в. традиционной трактовку сюжета. Сиявуш в белоснежном одеянии воина мчится через языки пламени, которые не задевают его. Белый цвет — символ чистоты героя, хотя в Авесте его древнее имя Сиавар шан означало «Чёрный конь». Из-за гор напряжённо наблюдают свидетели этого акта.

pro6.jpg

РОЖДЕНИЕ ХАРМИЗДА СЫНА ШАПУРА
Фирдуоси. «Шахнаме». Список 1556г., миниатюры конца 16в.
Художник Мухаммад Мурад Самарканди.

Появление на свет царского первенца, будущего наследника престола являлось важным событием. Данная миниатюра связана с рождением у сасанидского шаха Шапура царевича Хармизда. Художник передаёт его в плане бытовой сценки. Согласно обычаю народов Средней Азии и Ирана появление ребёнка отмечалось у всех слоев населения лишь на 40-й день, когда родители ставили переносную колыбель бешик с младенцем и к ним приходили сородичи, друзья и соседи с поздравлениями и подарками. Разу меется в царской среде это был торжественный акт, однако на миниатюре Мухаммад Мурада всё очень скромно. Правда, бешик Хармизда здесь золотой и водружён на высоком пъедестале. Но само событие протекает в лаконичном предгорном ландшафте и принимают в нём участие лишь родители и две служительницы.

pro7.jpg

ПРОДАЖА ЮСУФА В РАБСТВО
Дурбек. «Юсуф и Зулейха». Список 1615г.

Событие разворачивается в городской среде. На первом плане бурно жестикули¬рующие купцы и наблюдатели (они в среднеазиатских костюмах, один в индийском), коленопреклонённая старуха. Фоном служит богатый трёхэтажный дом, вдали ещё одно здание и гора. У портального входа стоит, прислонившись, Юсуф, за головой золотое пламя — признак его святости. На крыше женщина разглядывает Юсуфа, две других обращены к своей госпоже, выглядывающей из венчающего дом павильона. Это Зулейха, которая при первом же взгляде на Юсуфа прониклась восторгом и любовным томлением.

pro8.jpg

СРАЖЕНИЕ АРМИИ ТИМУРА И ТОХТАМЫША
Зафарнаме». Шерефеддин Али Иезди. 1628г.

Один из главных походов Тимура был направлен против Тохтамышхана, главы уже утратившей свою былую мощь Золотой Орды, владения которой простирались от Хорезма до Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Именно здесь его армия потерпела полное поражение. Миниатюра полна напряжения кровавого боя, которое передано общекомпозиционным построением, движением линий, контрастами цветов. Число участников на ней невелико, но все они в бурном движении, в сложных поворотах, некоторые фигуры срезаны рамками миниатюры, создавая иллюзию расположенных вне этих пределов войск. Динамику битвы усиливает горный ландшафт с нагромождением скал и словно бы согнутыми вихрем, с распластанными ветвями одиночных дерев. Красочная гамма контрастна и богата подбором цветов и их оттенков. Победа уже предрешена и она на стороне Тимура, который сам наблюдает за ходом сражения.

pro9.jpg

ТИМУР С НАЛОЖНИЦЕЙ ДИЛЬШАД
«Зафарнаме». Шерефеддие Али Исзди. 1628г.

Эротические сцены крайне редки в восточной миниатюре, они осуждались нравственными предписаниями ислама. И всё же художники иногда нарушали этот запрет. В списке «Зафарнаме» такая сцена развёртывается в ночном саду. В лёгком павильоне с приподнятыми золотыми занавесками и устеленном цветным одеялом, возле которого пиршественные сосуды, гранаты, подсвечники, любовная пара. Смуглый, чернобородый Тимур сжимает мощным объятием светловолосую красавицу Дильшад. А в стороне наблюдает ухмыляющийся служитель.

pro10.jpg

ПРИЁМ У ТИМУРА
Абдулла Хатефи «Тимурнаме». 1568г.

На фоне украшенного изразцами айвана восседает на тахте Тимур. Лицо его было со временем стёрто, но вряд ли оно передавало портрет миродержца далёких времён. Вокруг цветущий газон, по обе стороны деревья в вешнем цвету, на коврах восседают гости, а на переднем плане музы¬канты услаждают их слух, служители готовы передать вина и яства. Миниатюра исполнена посредственным художником, повторявшим определившиеся ещё в 15в. стандартные изобразительные композиции.

pro11.jpg

СИЯВУШ ПРОХОДИТ ИСПЫТАНИЕ ОГНЁМ
«Шахпаме» Фирдоуси. Список 1664 года. Художник Мухаммад Муким.

Сюжет этот показан ранее среди миниатюр Мухаммад-Мурада Самарканда. Однако Мухаммад-Муким отходит от его трактовки. Здесь юный герой не скачет через пламя на коне, а брошен в пылающий холодным пламенем костёр, пламя и клубы дыма охватывают его, оставляя невредимым. Пораженные наблюдатели жестикулируют на переднем плане. Образ Сиявуша, как центра всей композиции, выделяют его алая одежда и лиловая, увенчанная эгретом чалма. Столбцы текста обрамляют общую композицию, создавая единство слова и изображения.

pro12.jpg

РУСТАМ ОТТАЛКИВАЕТ КАМЕНЬ, СБРОШЕННЫЙ БАХМАНОМ
Фирдоуси. «Шахнаме». 1664 год.

Сюжет связан с молодым Бахманом сыном Исфендиара, направленным к богатырю Рустаму, дабы убедить его покориться и прийти на поклон к иранскому царю Гуштаспу. Застав героя мирно отдыхающим в горах и пораженный его мощью, он решил его прикончить, сбросив на него кусок скалы. Однако могучий витязь пинком отбросил камень вниз. На миниатюре, кроме главных действующих лиц, двое наблюдателей выражают своё изумление, чему как бы вторят напряженные позы двух коней. Драматизм события усиливает неспокойный ландшафт нарастающие гряды гор, искривленные деревца и контрасты красочной гаммы.

pro13.jpg

ДИСПУТ В БАНЕ
Камаледдин Газургани. «Маджлис улушшак». Конец 17 века.

Название «Маджлис ул-ушшак» означает «Собрание влюбленных», но смысл его не бытовая влюбленность, а проповедывавшаяся суфизмом, возвышенная духовная любовь к божественному началу. Произведение включает разного рода притчи, связанные с выдающимися шейхами и историческими деятелями, в которых они предстают в качестве духовного руководителя — пира, которому внимает преданный ученик-мюрид. Данная миниатюра связана с выдающимся поэтом и суфийским философом Саади Ширази. Событие разворачивается в бане и сама миниатюра имеет чисто бытовой характер. В центре и в левой части банные помещения, в которых оживлённо беседуют купающиеся мужчины и банщики. Два посетителя справа на высокой суфе. Старец потягива¬ет из сосуда напиток. Возможно, это сам Саади, наблюдающий за действом.

pro14.jpg