Почему шеринг-экономика вырастет в ближайшие пять лет
Почему шеринг-экономика вырастет в ближайшие пять лет

Непонятное слово “шеринг” - это калька английского глагола “to share” - делиться. Шеринговая экономика (sharing economy), или экономика совместного потребления (Сollaborative Сonsumption) - новая культура и экономическая бизнес модель, когда с помощью технологий и онлайн платформ люди могут обмениваться активами, которые они не используют. Активами может быть все, что угодно: от навыков игры на скрипке, до кровати в квартире или личного самолета.
За десятилетие своего существования экономика совместного потребления перестала быть финансовой теорией и чувствует себя все более мощной глобальной силой.
На основании этой модели возникло множество бизнесов: поиск машин с водителем (Uber и Lyft), кратковременная аренда автомобилей (каршеринг), совместное использование автотранспорта (карпулинг), совместное финансирование проектов (краудфандинг), кратковременная аренда квартир для деловых поездок и путешествий (Airbnb), совместная аренда офисов (коворкинг), продажа ставших ненужными вещей, наем фрилансеров на проекты и многое другое.
Одна из главных особенностей экономики совместного потребления – активное использование интернета. Для упрощения и ускорения транзакций используются специализированные интернет-платформы (например, сервисы каршеринга либо интернет-биржи фрилансеров) или сервисы онлайн-объявлений (классифайды), которые помогают устанавливать прямые, без посредников, связи между потребителями и поставщиками товаров и услуг.
Она выделяет четыре главных тренда, которые определяют развитие экономики совместного потребления сегодня.
Демография поддерживает шеринг
Типичные пользователи шеринг-решений, как утверждает доклад PwC, которая исследовала этот рынок в США, – женщины 18–24 лет, родители несовершеннолетних детей, а также домохозяйства со сравнительно средним доходом. Важную роль в поддержке шеринг-экономики, по оценке ВЭФа, играют женщины. Они все активнее вовлечены в развитие общества и чаще интересуются сервисами совместного потребления.
Наконец, по данным ВЭФа, к 2019 г. стала заметна еще одна демографическая опора «новой экономики» – пожилые люди. Согласно общемировым трендам они все дольше ведут активную жизнь и все чаще прибегают к помощи сервисов, где доля молодых всегда была подавляющей.
Власти обращают внимание
С развитием шеринг-экономики растет и заинтересованность государств в ее регулировании, шеринговые платформы не имеют права распространять незаконную информацию и нарушать авторское право.
Государства экспериментируют с регулированием шеринговой экономики. Самый громкий пример – протесты традиционных перевозчиков против Uber, которые заставили власти многих стран мира ввести ограничения на работу приложения. Чаще запреты появляются на уровне муниципалитетов – например, Uber запрещен в швейцарском Цюрихе, но работает в Женеве.
Другое направление – регулирование работы классифайдов(предприниматели занимающиеся распространением обьявлений). В частности, власти Дании решили ввести в 2018 г. обязательный налоговый сбор с тех пользователей Airbnb, которые сдают свои квартиры через этот сервис. Отчитываться перед властями обязали сам онлайн-сервис, а не пользователей.
Объявленная стоимость
Простота, доступность и широкий охват аудитории онлайн-платформ объявлений (классифайдов) вывели рынок частных услуг и подержанных товаров на принципиально новый уровень.
Принципы шеринг-экономики стали основой для триумфа как горизонтальных классифайдов (охватывают как можно более широкий спектр объявлений), так и вертикальных (специализируются на конкретной сфере, например на продаже автомобилей или бытовой электроники). Сегодня через сайты объявлений напрямую потребителю продаются новые и подержанные вещи, бытовая техника, электроника, автомобили, недвижимость, предлагаются аренда офисов, квартир и оборудования, услуги фрилансеров и многое другое.
Классифайды, выросшие из бумажных газет, стремительно меняются под влиянием технологий: внедряют искусственный интеллект, чтобы облегчить потребителю поиск нужного товара или услуги, объединяются со службами доставки и платежными системами. Что дальше?
Становится важным запрос глобальной аудитории на скорость. Чем меньше кнопок на экране нажимает потребитель, чтобы получить желаемое, тем больше шансов у онлайн-сервиса преуспеть.
На этом фоне популярность набирают так называемые суперприложения (superapps). Внутри них можно найти не только объявления и онлайн-магазины, но и службы доставки, каршеринги, игры, доступ к онлайн-банкингу, а также внутренние чаты и соцсети.
Отредактировал Мерзляков Н
Источник https://www.vedomosti.ru/




