Особенности исламского искусства
Особенности исламского искусства
Если посмотреть на явления исламской цивилизации, начиная с архитектуры и градостроительства и кончая поэзией и другими видами литературы, станет ясна важность искусства в исламском мире. Великие шедевры исламской цивилизации, такие как соборная мечеть в Кордове(Испания), большая мечеть Омейядов в Дамаске, мечеть Ибн -Тулуна в Каире и другие архитектурные памятники на востоке исламского мира- (Стамбул, Исфахан, Самарканд, Бухара и Хива), не только непосредственно отражают дух исламского Откровения, но и являются отзвуком его души.
Можно сказать, что они самым ясным образом отвечают на вопрос о том, что такое ислам. Эти здания воплотили в своей соразмерности, гармонии, спокойствия и безмятежности важнейшие черты исламского послания к людям.
Это искусство говорит о непрочности этого мира и вечности следующей жизни. Оно пытается установить нерушимую связь между прекрасным и повседневной жизнью людей. Собственно, самые распространенные слова арабского языка, обозначающие искусство (";санаа";, ";фанн";), обозначают не только то, что под искусством подразумевается на Западе, но и правильное выполнение любого дела, умение. Кроме того, ислам всегда подчеркивал тесную связь между искусством и знанием. Это подтверждают и многократно повторенные высказывания мастеров о том, что искусство рождается от ";брака"; между умением и мудростью.
Внешняя и внутренняя красота Священного Корана - от Бога. Исламское искусство точно также передает послание, содержащееся в исламском Откровении, в таких формах, которые непосредственно отражают духовное и небесное происхождение ислама и призывают идти к Господу. Дух исламского искусства и его различные воплощения черпают свое вдохновение из Откровения и находятся с ним в непосредственной связи. Глубокое изучение Корана, его скрытого смысла, размера стихов, звуков, слов и рифмы и того удивительного воздействия, которое он оказывает на души мусульман, а также глубокое проникновение и размышление о жизни Пророка ислама (САС) и красоте его души, которая отражается в хадисах - высказываниях и делах Пророка (САС) - все это показывает внутренние источники и фундаментальные основы исламского искусства.
Дух Откровения пронизывает все формы исламского искусства, в исламе нет красоты вне Бога. Мусульманские архитекторы и мастера обладали глубоким чувством гармонии между архитектурой, строгим планом, водой и растениями- интегрального единства целого.
Без сомнения, это понимание явилось потому, что весь их образ жизни, большей частью неосознанно, был пронизан центральной идеей Корана, и именно это сделало возможным их поразительные достижения в искусстве.
Существует скрытая взаимосвязь между скрытым значением («батын») и внешней формой («захир»), в исламском саду, дворце, мечети- можно найти красоту Бога и гармонию этого прекрасного мира, Им созданного. Все указывает посетителю, что скрытая красота во много раз превосходит видимые составляющие: это тайная невидимая власть, которая открывается тем, кто «обладает зрением», или «людям размышляющим».
Конечно, такие виды исламского искусства, как архитектура, производство тканей, создание изделий из бронзы и меди и т.д., позаимствовали многие технологии и методы у различных цивилизаций, в частности Древнего Ирана и Византии. Но все это было переработано в свете коранического Откровения, что дало совершенно новые формы и образы, которые можно встретить и на западе, и на востоке.
Не смотря на явные местные различия между направлениями искусства в различных регионах исламского мира, все виды и школы искусства в исламской цивилизации совпадают между собой в глобальных принципах. Основной особенностью его является использование стилизованных узоров, получивших название ";арабески";, геометрических рисунков и каллиграфии в качестве показателя постоянного присутствия Слова Всевышнего везде. В этом искусстве делается основной упор на абстрактное видение явлений, что по сути означает отворение двери в иной мир, а также на использование и повторение узоров, которые в некотором смысле направляют человека к пониманию бесконечного в конечных формах. Все эти элементы можно найти в исламском искусстве всех стран и территорий. Конечно, каждая из крупных расовых и этнических групп в нем создала искусство, которое несет на себе явный отпечаток конкретного народа. Так, существует иранская, турецкая, египетская, андалузская, индийская, малазийская школы. Но единство ислама проступает во всех этих разнообразных и богатых творческих традициях.
Исламская архитектура
Взгляды мусульман на архитектуру со времен формирования ислама до наших дней сильно изменились.
Первоначально обряды мусульман не требовали сооружения специальных зданий для молитвы. Пророк сказал: ";Земля сотворена для меня как масджид (араб. место преклонения), и где бы не возникла у человека потребность в молитве, пусть он молится.";
Кроме того, он же сказал: ";Самая бесполезная вещь, пожирающая богатство верующего, - строительство";.
Такие положения вполне отвечали образу жизни арабов-кочевников. Местом масджида служила очерченная на земле площадка (";нарисованная мечеть";), а киблу (направление на Каабу) определяли по тени воткнутого в землю копья.
Однако, среди приверженцев ислама становилось все больше городских жителей. Города строились, росли и богатели и вполне могли позволить себе красивые и долговечные культовые сооружения.
Первые построенные мечети появились в 665-670 г.г.
|
С самого начала мусульманские постройки были образцами ";скрытой архитектуры"; - массивные стены с башнями и воротами окружали внутренний квадратный или прямоугольный двор и скрывали мечеть или дворец от посторонних глаз. |
|
Первые мечети представляли собой квадратный двор, окруженный галереями. На стороне, обращенной к Каабе, ставили 5 и более рядов колонн, перекрытых арками, на которые опиралась крыша. Так возник тип колонной мечети, получивший распространение во всех исламских странах. Пространство здания организуется из множества одинаковых ячеек, образуемых равномерно расставленными аркадами. Количество ячеек определяет размеры здания. Первоначально при строительстве мечетей использовались материалы и целые части старых немусульманских построек, как это было при возведении Мечети Омейядов в Дамаске.
Со временем мечети стали различаться по назначению и, соответственно, по правилам строительства:
Масджид |
- небольшая мечеть для индивидуальной молитвы. |
|
Джами |
- соборная (или ";пятничная";) мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей общиной в полдень пятницы. |
|
Мусалла |
- загородная мечеть, открытая площадка с единственной стеной, обращенной к Каабе. |
Ислам трансформировал в форму искусства геометрию, постоянно применяя принципы симметрии, пропорциональности и изменения масштаба для создания удивительных художественных эффектов. С основами геометрии на плоскости, видимо, была знакома каждая ткачиха (если это не так, тогда интуитивное чувство математики, видимо, заложено в генотипе мусульман). Архитекторы ислама прекрасно знали и применяли пространственную геометрию. Помимо точнейшего математического расчета каждое произведение искусства исламского мира отличает тонкий, изысканный вкус. Вот почему, даже вещи, имеющие утилитарный смысл - например, ковры или книги - выходят за рамки декоративно-прикладного искусства или книжной
Орнамент
Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют ";звериным"; стилем).
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.