«Мудрец из Термеза»

«Мудрец из Термеза»

afrivernovenlovenovanovuorvker.jpg

Раннее Средневековье на крайнем юге Узбекистана, а именно в долине Сурхандарьи, оказалось периодом расцвета самобытной культуры, оставившей в истории Центральной Азии и всего мусульманского мира имена знаменитых философов, поэтов, богословов и удивительные памятники архитектуры, которые и до наших дней сохраняют культовое значение. Главный из них — мавзолей Хакима ат-Термизи (755-869). Он расположен в ближайших окрестностях современного города Термеза, крупного административного центра Сурхандарьинской области на границе с Афганистаном.

Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али оказал столь значимое влияние на интеллектуальную и духовную жизнь своих современников-мусульман, что в конце своего многотрудного земного пути получил от восторженных учеников титул аль-Хаким-Термизи — «Мудрец из Термеза».

Будущий «Мудрец из Термеза» с юных лет обладал исключительным религиозным рвением, неразрывно связанным с тягой к познанию мира. Он с восьми лет занимался изучением Корана и мусульманского богословия и очень рано получил традиционное для того времени образование. В 28 лет ему удалось совершить хадж в Мекку. На пути своего паломничества, проходившего через иранский Хорасан и Багдад, он встречался с виднейшими наставниками суфизма — Абу Турабом ан-Нахшаби, Яхъей аль-Джалла и Ахмадом бин Хадравайхи.

ynoalvglveovkeovnoveovek.jpg

По возвращении в Термез Мухаммад ибн Али удалился от любопытных глаз в окрестные пустынные холмы, чтобы предаваться аскезе и мистическим практикам. Благочестие

По возвращении в Термез Мухаммад ибн Али удалился от любопытных глаз в окрестные пустынные холмы, чтобы предаваться аскезе и мистическим практикам. Благочестие и непрестанные духовные искания Мухаммада вызвали у его набожных сверстников глубокое уважение и желание ему подражать, в результате чего он оказался окружен группой преданных учеников. Однако его рассуждения об особенной благодати, которую может даровать Всевышний тому, кто алчет познания истины, вызвали вполне понятное раздражение духовных властей. В те времена отношение ортодоксального мусульманского духовенства к суфизму было вообще весьма настороженным. Под угрозой суда добровольному отшельнику пришлось уехать из Термеза сначала в соседний Балх — на севере Афганистана, а затем в Нишапур — древний город на западе иранского Хорасана, впоследствии давший приют и знаменитому суфийскому мистику и поэту Омару Хайяму.

Только в конце жизни, уже широко прославившись богословскими сочинениями и личной праведностью, Хакимат-Термизи смог вернуться на родину. К тому времени он был известен во всем мусульманском мире как автор трактатов «Илалаш-шари'а» и «Хатм аль-аулийа», разъяснявшим глубинный смысл обрядов ислама и роль святых, отмеченных божественной благодатью. Кроме того, ат-Термизи стал первым составителем сборника биографий великих наставников суфизма и автором около 80 трудов, рассматривающих значение мистических практик и различных состояний души и духа, достигаемых на пути суфизма.

yveortanaeovanovkerovkeorykeo.jpg

В своих трактатах ат-Термизи утверждал, что высшее из доступных человеку знаний — мистическая ма'рифа (мудрость), которая не прямо связана с рациональным мышлением, а является безграничной милостью свыше, даруемой Аллахом своим избранникам. Такую мудрость невозможно обрести в процессе книжного обучения или ученых бесед. Обычное знание, ильм, сводится к правильному истолкованию норм мусульманского права. Ма'рифадоступна только пророкам и суфийским святым покровителям-авлия, но не доступна обычным людям. Таким образом, ат-Термизи дал богословское обоснование для того, чтобы простые верующие могли обращаться за помощью к суфийским наставникам и почитать места, связанные с их земной жизнью.