Минареты
Минареты

Одним из важнейшим градообразующих элементов мусульманских городов Востока и Запада являются минареты, встроенные здания мечетей или стоящие рядом с ними. Именно минареты своим стройными башнями возвышаются над всей остальной застройкой и определяют неповторимый силуэт города.
Исследователи рассматривают также этимологию слов, применяющихся для обозначения этих видов построек. Слово минарет происходит от арабского слова манар, или манара. Корень этого слова – нар – обозначает по-арабски свет или огонь. Слово манара использовалось в доисламской Аравии для обозначения высоких мест, откуда подавались сигналы при помощи огня и дыма. Поэтому минареты часто приравнивают к «башням огня», которые использовались в военных целях в Византии, Северной Африке и Сирии как в доисламское время, так и позднее. Одной из таких башен был Фаросский маяк, считавшимся одним из семи чудес и разрушенный арабами в 642 г.
Минареты, которые служат для призыва верующих к молитве, совершенно не обязательны для мусульманского ритуала. В одном из хадисов говорится о том, что после прихода в Медину мусульмане обсуждали, каким образом нужно собирать верующих. Одни предлагали при помощи колокола, как у христиан, другие – при помощи трубы, как у иудеев. Пророк же велел своему рабу пойти и позвать людей на молитву. Так был введен азан, голосовой призыв к молитве, но минарет был для него не нужен.

До сих пор некоторые мусульманские общины ортодоксального толка от Судана до Кашмира не строят минаретов и считают их нежелательными. Многие удовлетворяются так называемыми «ступенчатыми» минаретами, которые состоят из широких внешних ступеней, ведущих в миниатюрный киоск, который только слегка возвышается над крышей. Примерно так поступали и в первые века ислама. Поскольку такие сооружения достаточно функциональны, не совсем понятно, зачем нужны были минареты в 40-50 м высотой. Большинство исследователей считает, что они выполняли и другие функции.
Первый минарет был построен при халифе Муавии в 675 г. в Ираке. О нем известно лишь то, что это была каменная башня в мечети Басре. Вскоре, после этого в 673 г., правитель Египта Амр построил в мечети Фустата четыре минарета, и с тех пор их стали возводить и в других мечетях Египта. То есть первые минареты появились еще при Омейадах, но широкого распространения они достигли в аббасидский период.
Идея строительства высоких башен проникла в Ирак и Египет, центры правления Аббасидов, из Сирии, которая была изначально провинцией Омейадов. В Сирии минареты строились в противовес христианским колокольням как мусульманский эквивалент. Назначением этих башен было свидетельство могущество Аббасидов и приверженности их мусульманской религии. Азан кричать с них начали только при Муавии.
Голубая мечеть в Стамбуле, в отличие от большинства подобных сооружений, имеет не 4, а 6 минаретов. По одной из легенд, султан Ахмед хотел, чтобы минареты были сделаны из чистого золота. Однако вместо слова «алтын» («золотой») архитектору послышалось «алты», что по-турецки значит «шесть».
Тем не менее историки уверены, что султан с самого начала хотел построить именно 6 минаретов, ведь именно столько минаретов имела мечеть в Мекке. Таким образом, Стамбул должен был стать второй Меккой исламского мира. Когда все 6 минаретов были построены, имам в Мекке назвал это святотатством – по его мнению, ни одна мечеть в мире не должна превосходить священную Каабу. Впрочем, султан Ахмед ловко вышел из положения: он приказал пристроить в Мекке еще один, седьмой минарет.




