Мавзолей Чупан-ата

Мавзолей Чупан-ата

ukryukrfyuorfucukafu4cec.jpg

           В современном Ташкенте почитаемые места, связанные в народных преданиях с именами легендарных подвижников ислама, могут быть расположены не только среди архитектурных достопримечательностей исторического центра. Иногда они находятся в самой гуще типовых многоэтажных застроек, так называемых спальных районов, которые за последние пятьдесят лет окружили город плотным кольцом.

           В числе таких почитаемых мест и мавзолей Чупан-ата. Он находится в пяти минутах ходьбы от Фархадского рынка, внутри 13-го квартала жилого массива Чиланзар и представляет собой типичный памятник чудесному событию из народных легенд. По местному преданию, святой подвижник Чупан-ата ударом пастушеского посоха некогда выпустил из недр земли целебный родник, напоивший людей и животных. Позже на этом месте выросла роща орешин, под сенью которых находили отдых купеческие караваны и собирались странствующие дервиши.

           Среди архитектурных памятников Ташкента миниатюрный мавзолей Чупан-ата выделяется интересным декором кирпичной кладки. Археологи датируют постройку концом XVIII века, хотя, возможно, основана она была на более древнем фундаменте. Народные предания гласят, что первый мавзолей Чупан-ата был возведен здесь в XV веке по распоряжению правителя Самарканда Мухаммада ТарагаяМирзо Улугбека. Подлинный же мазар — место захоронения святого Чупан-ата — находится на вершине одного из холмов, окружающих Самарканд, который, по легенде, был спасен этим святым от вражеского нашествия.

ukpykuryurfyuapfcacu.jpg

            Согласно преданию, Чупан-ата услышал мольбы мусульман, осажденных войсками язычников, мгновенно прилетел вместе с целой горой из Сирии и опустил эту гору прямо на вражескую орду, там самым прекратив нашествие. Спустя столетия после это удивительного события просвещенный правитель Улугбек услышал о другом чуде, совершенным святым Чупан-ата под Ташкентом. Услышанное произвело на властелина такое впечатление, что он приказал отправить караван верблюдов со строительными материалами для возведения памятного мавзолея кадамжой.

           Не исключено, что Мирзо Улугбек, трижды посещавший Ташкент — в 1416, 1419 и 1425 годах, — мог принять такое решение, подражая деяниям своего деда, великого завоевателя Тамерлана, который в свое время начал вблизи Ташкента строительство мавзолея святого Занги-ата. Исторические хроники свидетельствуют, что у молодого правителя Самарканда, как и у его знаменитого предка, были не очень хорошие отношения с ташкентской аристократией из дома ханов Моголистана. Так что Улугбек вполне мог приказать построить мавзолей Чупан-ата из политических соображений — чтобы привлечь симпатии простого народа и мусульманского духовенства. Фигуры Чупан-ата и Занги-ата сближает то, что оба святых считаются покровителями пастухов и жили приблизительно в одну эпоху. Хотя их культы, очевидно, вобрали в себя элементы народных мифов еще домусульманского периода.