Когда подчиненный профессиональнее и умнее: семь советов руководителю

Когда подчиненный профессиональнее и умнее: семь советов руководителю

venorypamyvsayuvauca.jpg

       В компаниях нередко бывает, что руководитель по каким-то параметрам уступает подчиненным. Как извлечь максимум из ситуации, когда сотрудник в каких-то вопросах опытнее, профессиональнее и даже умнее начальника. 

1. Разберитесь, почему вас это беспокоит

Именно этот вопрос я задаю такому руководителю в первую очередь. Возможно, когда-то вы были не вполне уверены в себе, и сейчас это в вас проснулось. Либо, наоборот, вы чувствуете некоторое злорадство: ага, вы учились на отлично и теперь у меня в подчинении, а я — троечник — теперь главнее и пользуюсь вашими умами.

Иными словами: попробуйте понять, что ваше лидерство значит для вас. В нем всегда сочетаются три роли:

авторитет (фигура власти, которая говорит: «так должно быть, и будет так»);
эксперт (который должен доказать, почему так должно быть);
модератор (управленец и организатор, координирующий усилия команды).

Затем стоит разобраться, чего именно вы опасаетесь:

что «умник» не признает в вас эксперта?
что он будет ставить команду ниже своей экспертизы?
что он не будет достаточно чтить вас как фигуру власти?

2. Не завидуйте, а благодарите

Возможно, вы тоже эксперт, но в другой области, а эту сферу отдаете на аутсорсинг: невозможно разбираться во всем одинаково хорошо. Хороший лидер чувствует к «умнику» не зависть, а благодарность за то, что он владеет теми навыками, которых недостает ему самому.

3. Не напрягайте, а расслабляйте

Немного больше доверия снизит стресс и у руководителя, и у «умника». Как правило, умные люди лучше работают, когда им дают расслабиться, а не подпинывают и напрягают. Нет, он не сядет вам на голову: у умного сотрудника нет мотивации «пинать балду и получать за это деньги». Он любит трудиться осмысленно — и лучше делает это без нервотрепки.

4. Научите его работать в команде

В некоторых умных людях, экспертах, особенно узких специалистах, часто есть немного от гениального, но аутичного Перельмана — высокомерие пополам с застенчивостью. Ваша роль именно в том, чтобы помочь такому человеку встроить свой бесценный дар в общее дело. Станьте для него переводчиком и понемногу своим примером учите «гения» работать в команде.

5. Не объясняйте, а показывайте

Многие «умники» больше любят, когда им не разжевывают задание, а дают больше свободы и возможности творчества. В то же время такой человек всегда чувствителен к качеству контакта. Постарайтесь перед разговором настроиться на подчиненного


6. Признавайте свои ошибки

Вы имеете право ошибаться, быть неправым — но при этом остаетесь лидером. Все рычаги управления все равно остаются у вас. То есть всегда можно перейти от модерации к прямым указаниям и обратно.

Я советую сделать ставку на внутреннюю мотивацию умного сотрудника: доверяйте его желанию работать и делать все как следует. Не пытайтесь каждый день ставить под сомнение его компетенции. Вот увидите: он будет вам благодарен не меньше, чем в итоге вы — ему.

Отредактировал Мерзляков Н

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5e172c4b9a79472e791a8860