Керамика в архитектуре мусульманского мира

Керамика  в архитектуре мусульманского мира

fkpfkuapfcacuua.jpg

         Архитектурная керамика впервые использовалась в мусульманской части Испании  в виде черепицы, а затем уже перешла на фасады зданий и во внутреннюю отделку. Со своим появлением облицовочная керамика стала неотъемлемым декоративным элементом убранства мечетей. Именно мечети способствовали обретению керамикой характерных религиозных черт. 

Стены мечетей украшались изразцами звездообразной и крестообразной формы. Из них выкладывались сложные геометрические узоры подобные тканым коврам. Именно в керамическом декоре родился узор «арабеска», состоящий из пятиконечных или шестиконечных звёзд и геометрических фигур. Также довольно часто использовался растительный орнамент. Роспись по керамике характеризовалась наличием множества деталей и тщательной прорисовкой чётких линий. Из разноцветной керамики выполнялись также панели и фризы, расписанные строками из Корана.

Одним из выдающихся памятников исламской архитектуры и изразцового искусства является знаменитая Голубая мечеть в Стамбуле. Её декор выполнен из более 20 000 изразцов с традиционными узорами. Изразцы ручной работы были выполнены на фабриках Изника, славившихся уникальным мастерством в производстве керамики.

Неразрывно с религиозным миром ислама связано сооружение величественных некрополей. Ещё в древнем Египте для погребения знати сооружались «города мёртвых», на территории которых возводились храмы. Керамическая мозаика и изразцы в украшении гробниц, мавзолеев и других построек в местах захоронений использовались довольно часто. Некрополь Шахи-Зинда один из величайших архитектурных ансамблей воплощающих соприкосновение  мира живых и царства усопших.

ykerfyukapcaucuu.jpg

         Декоративная и архитектурная керамика мусульманских стран – особое искусство, тесно связанное с религиозными устоями. Изделия из глины до сих пор широко применяется в хозяйстве, а также для украшения домов, общественных зданий и религиозных построек в странах ислама. Мастерство художников-керамистов на протяжении веков совершенствовалось, но по-прежнему осталось в рамках устоев и традиций, в результате чего искусство керамики мусульманских стран, как и прежде, исключительно и самобытно.

Керамическая отделка средневековья во многих мусульманских странах сохранилась и по-прежнему радует своей яркостью и разнообразием. Архитектурные памятниками стали настоящими музеями искусства керамики. С мусульманской керамикой разного периода многовековой истории можно ознакомиться в Музее исламской керамики в Каире, в Музее керамики имени Гонсалеса Марти в Валенсии, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Государственном музее Востока в Москве и в других уголках мира.

puafaupkuykpcfuacu.jpg