Камбар-Ата – покровитель лошадей
Камбар-Ата – покровитель лошадей
Постоянно в своей жизни люди чувствовали себя беспомощными перед силами природы и нуждались в какой-то "в особой, сверхъестественной защите". Такую защиту люди видели в духах-покровителях или духах-хозяевах. В древнем кыргызском фольклоре дух-покровитель – это тот, кто защищает отдельного человека, населенный пункт, храм, народ, социальную группу, представителей какой-либо профессии или явление. Точнее это божественные существа, обитающие в нематериальном мире, невидимом для человека в столь же нематериальном состоянии, но способные перемещаться в обычный для нас материальный мир, появляясь в облике какого-либо животного либо человека.
Камбар-Ата - древнетюркское божество; в кыргызском фольклоре и фольклоре других тюркских народов – покровитель лошадей: камбар – большая сила + ата – предок, отец. В кыргызском языке термин «жылкынын камбаратасы – лошадь Камбара» является синонимом прекрасного коня, лучшего из коней; хорошего коня, приносящего удачу.
В молодости Камбар был опытным и искусным табунщиком. Только он один мог догнать и собрать в одно место свой табун, так как эти лошади не подпускали к себе других людей.
Камбар был человек добрый и никому не отказывал в помощи. Когда к нему приходили родственники и одноплеменники, он давал им жеребят. Но эти жеребята часто убегали от новых хозяев и возвращались в свой табун. Отличить же их от других жеребят, чтобы вернуть хозяевам, было трудно, и Камбар стал метить их. Так появился особый отличительный знак тамга [(тюрк.) тамга — тавро, клеймо, печать], которым, впоследствии, отмечалось право собственности на скот.
По казахским поверьям Камбар первым приготовил кумыс (кымыз – кисломолочный напиток, приготовляемый из кобыльего молока) и научил всех сородичей.
По историческим данным коневодство зародилось в Средней Азии в 4 тысячелетии до новой эры, когда впервые были одомашнены дикие лошади и они стали постоянными помощниками человека в выполнении сельскохозяйственных и транспортных работ, в военном деле.
Кроме того, у многих древних народов, коневодство было важнейшей отраслью хозяйства, снабжавшего население мясом, молоком и кожей.
Человек с древности совершенствовал качества лошади и создавал новые породы, в наибольшей степени, отвечающие его потребностям.
Также из исторических источников известно, что разведением новой породы лошадей во II-I веках до н.э. занимались селекционеры Давани, древнего государства, существовавшего на территории Ферганской долины. Изображение этих знаменитых небесных лошадей сохранилось в наскальных рисунках в Ошском оазисе.
Появление новой породы лошадей, потребовало по местному обычаю специального божества и, таким образом, появился святой Камбар – покровитель табунщиков, коней, лошадей и коневодства. С тех пор все табунщики при выборе лошадей и при подготовке их к верховой езде всегда обращались к помощи Камбара и его советы были решающими.
В мифологии тюркских народов в период исламизации Средней Азии Камбар был канонизирован и причислен к лику святых и стал называться Камбар-Ата. Обычно он представлялся в виде белобородого старика, одетого в белый халат (чапан), верхом на белом жеребце по кличке Ак-Жал (Белая Грива). В руках он держал длинный шест (шыргай).
Еще с юности Камбар в ночное время очень любил рассматривать звёздное небо, и ему очень хотелось узнать, отчего мерцают звёзды, куда они пропадают в дневное время. Однажды, когда одна из звёзд упала на землю, Камбар подбежал к ней, но она начала подниматься и, зацепив Камбара, подняла его на звёздное небо, где он навек и остался. В подтверждении сказанного, в казахской мифологической астрономии есть звезда Камбар, которую можно увидеть в ночном небе, начиная с осенних месяцев и кончая началом весны. Эта звезда используется кочевниками в качестве календарно-хронологического ориентира.
Существование астрального тела с именем Камбара, напоминает табунщикам и другим людям при выборе и покупке лошадей, об обитающем на небе и появляющемся то в образе человека, то белого коня святого покровителя этой отрасли животноводства.