Дворец Ситора́и-Мохи́-Хоса́

Дворец Ситора́и-Мохи́-Хоса́

be9.jpg

                Дворец Ситора́и-Мохи́-Хоса́ ( узб. Sitorai Mohi Хоssа Saroyi — Дворец, подобный звездам и луне) — загородная резиденция Бухарского эмира, выстроена в конце XIX — начале XX века. В настоящее время в ней располагается музей декоративно-прикладного искусства.

Дворец делится на старый и новый.

Первые постройки дворца (до наших дней не сохранились) появились в XVIII веке, а затем в период правления эмира Сеид-Абдул-Ахад-Хана во второй половине XIX века.

Новый комплекс построен в европейском стиле, но поделен на мужскую и женскую часть, внутри отделан по-восточному. Возводился в годы правления последнего эмира Бухары Мир Сайида Алимхана (1912—1920).

В строительстве дворца участвовали знаменитые мастера своего времени как Хасанжон Умаров, Абдулло Гафуров, Рахим Хаетов, Ибрагим Хафизов, Карим Самадов, усто Жура, усто Ходжакул, Ширин Мурадов в том числе два русских инженера — Маргулис и Сакович, состоявшие на службе при дворе эмира.

В настоящее время во дворце размещен музей декоративно-прикладного искусства.

Музей открыт в 1927 году и состоял из 3 разделов: «Жизнь последних эмиров», «Городское ремесленничество», «История Бухарской революции». Активное участие в создании музея принимал первый узбекский музеевед Мусаджан Саиджанов (1893—1937 гг.; арестован как «враг народа» и расстрелян).

be10.jpg

             В 1933 году Ситораи Мохи Хоса стал филиалом Бухарского музея, был присвоен статус межрайонного краеведческого музея. Экспозиция заново обставлена и расширена. Демонстрация выставки продолжалась до 1947 года.

С 1948 года экспозиция стала называться «Народное творчество и искусство Бухары». И включала разделы: «Монументальное искусство Бухары», «Прикладное искусство», «Народное музыкальное творчество», «Искусство каллиграфии и миниатюры» и «Культурные связи Бухары с соседними братскими государствами».

В 1954 году во дворце открылся ведомственный дом отдыха ВЦСПС, музей сократили до 9-ти основных залов из всего дворцового комплекса. Выставка получила название — «Музей народного творчества».

Расположенный в 4 км. к северу от Бухары, дворец Ситораи Мохи-Хоса еще не так давно являлся загородной резиденцией бухарских эмиров.

В отличие от остальной Бухары, на территории дворца царит совершенно иной микроклимат: даже в самый знойный день здесь практически не ощущается жары. Такой эффект достигается благодаря древнейшему методу выбора мест для постройки важных сооружений. На планируемое место строительства приносили разделанные туши баранов и оставляли на некоторое время. В том месте, где туша пропадала позже всего, и начинали стройку.

be11.jpg

         Фундамент дворца был заложен по приказу эмира Ахадхана еще в конце XIX века. При следующем правителе - Музаффархане было возведено основное здание дворца, которое он строил для своей молодой жены Ситоры-бону. Бухарские мастера, строившие дворец, проходили обучение в России, именно поэтому в здании просматривается смешение восточных и западных стилей архитектуры. К большому несчастью, молодая жена эмира очень скоро умерла, и дворец приобрел столь поэтичное название - “Ситораи Мохи-Хоса”, что переводится как “Дворец Звезды, похожей на Луну”. Завершающая и самая большая постройка была возведена при последнем бухарском эмире - Алимхане. В этот период были построены триумфальная арка главных ворот, оранжерея, приемная, парадная терраса и еще несколько сооружений.

Особое внимание привлекает отделка тронного зала («Белого зала»), когда впервые была применена технология резьбы по ганчу на зеркальном фоне. Придумал эту технику уста Ширин Мурадов, памятник которому ныне установлен на территории дворца. При украшении приемных комнат использовалась традиционная роспись по ганчу, имеющая свою уникальную особенность: узор ни разу не повторяется. Это было сделано специально для ожидающих приема у эмира - порой по нескольку часов им приходилось занимать себя разглядыванием затейливого рисунка.

Своими необычными цветными окнами выделяется летняя комната или чайхана. Потрясающе выглядит банкетный зал чайханы, стены которого были раздвижными и менялись в зависимости от времени года. К сожалению, до нас дошёл только один комплект этих стен. В чайхане можно увидеть большую коллекцию китайских и японских ваз. Ходят слухи, что у эмира была чаша, доставленная из Китая, которая якобы меняла цвет, если в нее попадала отравленная пища. Эмир никогда не начинал свою трапезу без этой заветной чащи.

Из внутреннего убранства дворца особое внимание привлекают зеркала. Их во дворце несчетное количество - это и неискажающие изображение венецианские зеркала, и японские зеркала с необычными рамками, выполненными из так называемого вареного стекла, и трельяж, в котором отражение повторяется сорок раз. Говорят, во дворце была традиция: новых наложниц эмира подводили к трельяжу, и сколько своих отражений та видела, столько у нее было соперниц.

В глубине сада расположен гостевой домик, который носит название «павильон княгини Ольги». Однако сама княгиня Ольга, сестра российского императора Николая II, в нем никогда не появлялась. Изнутри богато декорированный дом (на реставрацию росписи одних только стен было потрачено больше четырех килограмм сусального золота) кажется значительно больше, чем снаружи.

Сегодня во дворце Ситораи Мохи-Хоса представлена музейная экспозиция, где можно увидеть образцы дворцовой мебели и бытовых предметов, китайский и японский фарфор, коллекцию национальной одежды XIX в., украшенной знаменитым бухарским золотым шитьем.

be12.jpg