Архитектурный стиль. Постмодернизм.

Архитектурный стиль. Постмодернизм.

           Надо отметить, что  предшественником стиля постмодернизм были еще некоторые стили. Например,  органическая архитектура и интернациональный стиль. Органическая архитектура — течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-х годах и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920—1950 годах. В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в раскрытии свойств естественных материалов и органичном взаимодействии здания с окружающей средой. В Европе наиболее влиятельным представителем органической архитектуры,  был Алвар Аалто. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма. В 1950-е годы и Аалто, и Райт стали отходить от органической архитектуры и в целом перешли к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле.

           Интернациональный стиль получил распространение в 1930—1960 годах и был основан на идеях модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США), Фрэнк Ллойд Райт (США) Якобус Ауд (Нидерланды), Алвар Аалто (Финляндия).

serthgdrthdrhtgsergserg.jpg

            Архитектурный постмодернизм зародился в США как протест против модернизма. Основой послужил язык коммерческой рекламы, который несёт информацию для обывателей, работает на задачи постиндустриального общества. В Европе постмодернизм (в том числе и архитектурный постмодернизм) возник в результате изменения отношения к историческому наследию.

Точкой отсчёта стала монография Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре» (1966). В Европе биеннале, посвящённое постмодернизму.

 Чарльз Дженкс зафиксировал время и место гибели модернизма — 15 июля 1972 года в 15 часов 32 минуты в Сент-Луисе, Миссури, США, на месте взрыва жилого комплекса «Прюит-Игоу», состоявшего из трёх десятков жилых высоток архитектора Минору Ямасаки.

Тип архитектурного дизайна, который мы называем постмодернизмом, не всегда можно узнать с первого взгляда. Модернизм визуально более знаком, а вот его преемник — один из самых странных и наименее понятных стилей XX века.

В 1996 году Чарльз Дженкс сформулировал 13 позиций архитектуры постмодернизм.

Поскольку постмодернизм приходит как реакция на модернизм, как страсть к чистым формам, он представляет себя, как антагонист и нарушает все правила, призывает к анархии, борется с утончённой классикой и традициями в любых формах.

xdtgyjfyukfyjndrtherghrth.jpg

С 1960-х до конца 1980-х в мире появилось много зданий в стиле постмодерна, и многие из них до сих пор служат предметом жарких споров и обсуждений. 

djkfguykdtyhjsrtghrsgresgr.jpg

Постмодернистская архитектура как вызов

            Как любое постдвижение, в архитектуре постмодернизм стремится бросить вызов или ответить на тренд, словно в первую очередь показывая несовершенства своего предшественника. Мы говорим о новых элементах постмодернизма — именно о том, что напрочь отсутствует в модернизме — об орнаментах, сложных формах, некоторой витиеватости и даже театральности. Критики модернизма и поклонники постмодернизма называли такую современную архитектуру с проблесками этнической или тематической мысли «настоящей, перспективной» и максимально «нативной».

xdtyjyfgukdfhesfgwefewfe.jpg

           Постмодернизм оказался стилем, не приспособленным к реальности. Из-за инноваций и стремления к декоративности основа зданий уступала в практичности даже своему предшественнику — модернизму. Эстетическая часть в дизайне фасада (а иногда и в его причудливой форме) была настолько ироничной и сюрреалистичной по сравнению с фоном, где использовались готовые формы, ячейки, блоки зданий, что выглядела откровенно вульгарно.

dtyjgykfytjnfggserfgaweefwf.jpg

         Постмодернизм часто толкуют как безрассудную, упрямую форму отрицания модернизма и оппозиции ему. На самом деле это всего лишь здоровая попытка пересмотреть любимую догму модернистов. Благодаря ей мы узнали, «как делать не надо», и наконец-то осознали минусы самого модернизма, которые были не менее реальны, чем неуклюжесть постмодерна.

Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина

gultglfdtjhesgwewf.jpg

          Например, в Нью-Йорке и Питтсбурге небоскрёбы в стиле постмодернизм после возведения выглядели как сюрреалистичное убежище Бэтмена в Готэме, а в Лас-Вегасе здания в этом стиле копировали архитектуру со всего мира, отражая весьма примитивное восприятие «тематичности».

xdtyjfksretgherfgerfergf.jpg

        Вся философия постмодернизма строилась на противостоянии модернизму как «безликому» стилю, поэтому постмодернизм оказался таким заметным со своей игрой формами и орнаментами. Архитекторы-постмодернисты брали тематику для зданий отовсюду, будь то городская легенда, религиозный образ, местная архитектура, поэтому их проекты оказываются иногда противоречащими самим себе.

xtjhnfyujkguyfkjdtyhjnserge.jpg

          Сегодня мы видим, что такая философия не предоставляет условий для развития архитектуры, а скорее заводит её в тупик — в рамках противостояния модернизму что-то принципиально новое придумать невозможно.

          В отличие от деконструктивизма, который вошёл в моду уже в 1980-е, постмодернизм был хаотичным, рассеивающим внимание, комбинированным и почти тотально анархическим, тогда как деконструктивизм стал более целенаправленным, центрированным и жанровым.

 

Источники – Интернет сайты

Отредактировано С. Данилов