Архитектурные шедевры Багдада
Архитектурные шедевры Багдада

Багдад – один из самых старых городов на Земле, прославленный центр исламской и мировой культуры, овеянный романтическим ореолом сказок «Тысячи и одной ночи». На протяжении первых 500 лет своей истории, насчитывающей более 12 столетий, Багдад был столицей Арабского Халифата. После вторжения в 1258 г. монгольских войск во главе с ильханом Хулагу, внуком Чингисхана, он долгие годы оставался центром одноимённой провинции, а в 1921 г. стал столицей Ирака.
Неизменно привлекавший учёных, строителей и художников мусульманского Востока и Запада, средневековый Багдад был не только очагом и хранителем традиционного исламского богословия и мусульманского образа жизни, но и неиссякаемым источником новых идей в различных областях знания, центром мусульманской науки и образования, классической арабской литературы и поэзии. Здесь воплощались в жизнь смелые архитектурные проекты, переводились на арабский язык труды великих мыслителей древности, создавались рукописи, иллюстрированные прекрасными миниатюрами, процветали художественные ремёсла. Реконструированный современный Багдад до недавнего времени заботливо сохранял замечательные памятники средневекового зодчества, свидетельствующие о великом прошлом этого уникального города.
Багдад был основан в 762 г. вторым халифом династии Аббасидов аль-Мансуром (754–775 гг.), который назвал свою столицу Городом Мира (покоя) – Мадинат ас-Салям, задумав создать земную модель упоминаемой в Коране небесной обители (смысл): «Для них Жилище Мира (дар ас-салям) у их Господа и Он их Помощник за то, что они делали» (Коран, 6:127); «Аллах призывает к Обители Покоя и ведёт, кого пожелает, к прямому пути» (Коран, 10:25,26).
Для строительства своей столицы халиф выбрал Сук (рынок) уль-Багдад, место торговых ярмарок у переправы через Тигр, вблизи развалин великих городов – древнего Вавилона и столицы покорённого арабами-мусульманами царства Сасанидов – Ктесифона. Величественная руина знаменитой резиденции этих иранских царей, частично восстановленная иракскими реставраторами, возвышается на восточном берегу Тигра, в 35 км ниже Багдада. В памяти персов и арабов это великолепное сооружение связано с легендарным образом царя Хосрова I Аннуширвана (531–579 гг.), которому приписывают возведение самой великолепной части дворца: перекрытого сводом огромного зала – айвана, обращённого на фасад колоссальной аркой, называемой Так-и Кисра (Арка Хосрова). Арабский географ IX в. Ибн Хордадбех утверждал, что «нет сооружения из гипса и кирпича прекраснее, чем Айван Кисры (Дворец Хосрова)». Айван по сей день впечатляет красотой и огромностью арки и высокого свода.

Для возведения Города Мира были собраны землемеры, инженеры и архитекторы из Сирии и Западного Ирана, из иракских городов – Мосула, Куфы, Васита и Басры. Золой на земле был начертан план, и работы начались лишь после того, как халиф одобрил его; астролог определил время закладки города. Строительство Мадинат ас-Салям, задуманного как идеальный город, длилось 4 года.
Круглая территория диаметром около 2300 м была обведена мощной крепостной стеной с часто поставленными полукруглыми башнями-бастионами и глубоким рвом перед ней. Четверо двухэтажных ворот, от которых начинались дороги на города Дамаск, Куфу, Басру и в провинцию Хорасан, отмечали направления на север, юг, запад и восток. Верхние ярусы ворот, увенчанные каждый позолоченным куполом, контролировали въезд в правительственную зону, а нижние вели в торгово-ремесленный город, разделённый на равные секторы, тесно застроенные домами, мастерскими и лавками. Население города должно было представлять все народы, входившие в состав мусульманской империи.
Внешний город кольцом охватывал отделённый от него стеной внутренний город с дворцом и мечетью халифа в центре. Квадратный в плане дворец включал четыре одинаковых глубоких сводчатых айвана, расположенных, как и городские ворота, на осях координат. Айваны сходились к центральному квадратному тронному залу, перекрытому один над другим двумя куполами. Трон халифа стоял в центре здания, под нижним куполом. Верхний так называемый Зелёный купол был увенчан бронзовой статуей вооружённого конника, который, по преданию, указывал своим копьём направление, откуда Халифату грозила опасность. Купол со всадником, таким образом, венчал центр дворца, правительственного города, столицы и всей империи, выражая идею абсолютной власти халифа как высшего духовного авторитета мусульман и наместника Бога на земле. От столицы аль-Мансура не осталось ничего, кроме описаний средневековых авторов. Зелёный купол рухнул в X в., но рассказ о нём и изображение зала с восседающим на троне халифом, двумя куполами и скульптурой всадника-копьеносца сохранились в иллюстрации к рукописи «Книги знания искусных ремёсел» аль-Джазари, переписанной в Ираке в 1206 г. (ныне во Дворце-музее Топкапы в Стамбуле).
Имперский стиль, созданный Аббасидами, породил моду на строительство в IХ–Х вв. роскошных правительственных резиденций, которые изумляли масштабами и роскошью построек, экзотической красотой садов, эффектной изобретательностью увеселительных затей.

Блистательный образец кирпичной архитектуры средневекового Ирака, это старейшее известное нам здание, специально построенное для преподавания всех четырёх богословско-правовых школ – мазхабов суннитского Ислама и для изучения Корана и хадисов. Кроме того, студенты получали здесь знания по медицине, фармакологии, математике. Строительство аль-Мустансирийи длилось 6 лет (1227–1233 гг.).




