Архитектурный стиль. Дигитальная архитектура.

Архитектурный стиль.  Дигитальная архитектура.

 

        С 1990-х годов происходят поиски нового образа. Дигитальная архитектура отрицает фрагменты, симметрию. Архитекторы опираются на развитие науки. Целостность эфемерна. Для создания выразительного архитектурного образа используют фактуру, текстуру, технологии. Форма, которая не вписывается в декартову систему координат, не описывается изометрически. Нелинейная архитектура. Эффект нестабильности, неравномерности.

        Здание трактуется как живой организм. Архитектура отрывается от контекста. Иллюзии, образы. Концепция движения, процесс проектирования — характер анимации (пространственно-временной). Необходимость ориентироваться на новейшие дигитальные технологии. Описание формы через категории времени.

        Теория складки — идея движения через пространство. Лента Мёбиуса: одна поверхность образует открытое и закрытое пространство. Теория потоков — новый порядок, основанный не на форме, а на ментальности (поток людей, транспорта, информации). Аморфность форм, неравномерность. Трактовка объекта как живого организма. Концепция движения, потоков. Постоянное изменение объекта.

        Дигитальная архитектура – новое дыхание цифровой эпохи человечества. Она кардинально отличается от других стилей (барокко, классицизм, ампир, постмодернизм, минимализм, готика) не только своими внешними параметрами, а и внутренними конструкциями.  

        Сам термин «дигитальная архитектура» впервые использовали в начале девяностых. В эти годы велись постоянные поиски новых возможностей самовыражения и способов формообразования. Акцентировав внимание на развитии науки и техники, архитекторы остановились на компьютерных технологиях. Digital в переводе с английского обозначает цифровой, чем, собственно, и объясняется название.

dtyjsrhtseghfdsgfdgfsdfre.jpg

        Здесь никто не ориентируется на эстетические предпочтения. В таком случае все определяет функционал построений, их экологичность и динамичность. Последнее, причем, точно характеризует посыл дигитальной архитектуры.

        Информационная эра берет свое начало еще в середине двадцатого века. В пятидесятых вычислительные методы и ЭВМ влияли на развитие архитектуры, но не меняли традиционные методы в корне. Дигитальный этап развития человечества (в переводе digital – цифровой, электронный или компьютерный) стартовал в конце 1990-х, когда и началась технологическая революция.

dtyjksjrgrtserfgaerfserfer.jpg

        Из-за существенных различий с уже устоявшимися мнениями об архитектуре в целом на пути у параметрического направления       возникают две основные проблемы:

  Необходимость переосмысления основоположных принципов формообразования.

  Потребность в пересмотре объектов преобразования архитектуры, т. е. пространства человеческого обитания.

        Современные архитекторы обязаны учитывать требования технологий и молниеносное сращивание виртуального и реального миров. Здесь уже речь идет не о самой архитектуре, а о реальности человека и его культуре. А двадцать первое столетие непосредственно связано с электронной, информационной и постинформационной культурой.

        Дигитальная архитектура основывается на применении компьютерного моделирования, программирования и техник визуализации для создания и виртуальных, и физических строений. Базой для создания служит набор чисел, что хранится в электромагнитном формате. Они используются для формирования демонстраций, соответствующих материальным параметрам.

        Нелинейный тип комбинирует в себе понятия параметризма, органи-теки, электронного барокко и пр. Они обращаются к сложно-упорядоченным системам, аналоги которых четко прослеживаются в естественной среде.

dtykjsyhgtrgsergsergaerg.jpg

          Основные черты дигитальной архитектуры: отрицание фрагментов и симметрии, эфемерность целостности в использовании фактур, текстур и технологий; выход их декартовой системы координат; нелинейность – эффект неравномерности и дестабилизации; многообразие состояний; аморфность форм; динамика; хаотичность.

dytjfuksdhgsergaewrfserfg.jpg

          С использованием современных компьютерных технологий, модернизированного оборудования и соответствующих материалов расширены границы проектирования и сформирована новая стратегия взаимодействия производителя с потребителем.

          Архитекторы в дигитальной архитектуре освобождены от симметрии форм и могут полностью воплощать нереальные замыслы. Вот несколько имен архитекторов, которые являются сторонниками дигитальной архитектуры, -

          Патрик Шумахер. Ввел термин «параметризм» и связал его с понятием «эвристика». Считает, что в недалеком будущем все архитектурные наработки будут отличаться органическим характером: все формы плавно перетекают друг в друга и создают единый гармоничный градостроительный ансамбль.

          Питер Айзенман. Основал Институт исследования архитектуры и градостроительства. От деконструктивизма перешел к нелинейному варианту и вдохновился теорией фракталов после знаменитой выставки, посвященной Деконструктивной архитектуре, в нью-йоркском Музее современного искусства.

          Фрэнк Гери. Его композиции обладают произвольностью, но многие видят в этом распадающиеся объемы, грубые поверхности и сломанные традиционные архитектурные элементы.

azethsrtjastrsgrasregaer.jpg

Но с дигитальной архитектурой ассоциируется точно только одно имя – Заха Хадид.

         Эта женщина вошла в список успешных архитекторов.  В 1980 году Хадид создает собственное архитектурное бюро. На протяжении десятков лет многие заказчики отклоняли ее проекты из-за невозможности реализации и даже из-за субъективного непринятия.

         Первое возведенное дигитальное здание по чертежам Захи - пожарная часть для мебельной фирмы Vitra. Дизайн напоминает бомбардировщик с козырьками-крыльями.  

         Мост Шейха Зайда – символ современности и благополучия ОАЭ. Дизайн разработан Захой под яркими впечатлениями от песчаных дюн. Строение весьма прочное и способно выдержать резкие порывы ветра со скоростью более чем 100 км/час.

dtyjkdyjksdrghsergaregr.jpg

Так же в законченных проектах архитектора есть:

  Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати.

  Новое крыло музея искусств Одрупгаард в Страсбурге.

  Центральное здание завода BMW в Лейпциге.

  Отель «Пуэрта Америка» (Мадрид).

  Центр водных видов спорта в Лондоне.

  Оперный театр в Гаунчжоу.

  Центр Гейдара Алиева (Баку).

  Бизнес-центр «Пересвет-Плаза» (Москва).

Редакторы газеты The Guardian считают, что именно Хадид освободила геометрию архитектуры и придала ей новую выразительную идентичность. С чем нельзя не согласиться.

Другие примеры дигитальной архитектуры впечатляют присущей им масштабностью и многофункциональностью.

Наиболее яркие и запоминающиеся здания помимо упомянутых, сформированные в дигитальном направлении:

  Выставочный павильон «Брелога» («Селигер-2009»).

  Музей Роснано.

  Параметрические перила в Новосибирске.

  Офисное здание Media ICT.

  Художественный музей Kumu.

dtjkdhsrtgserfgesrfgre.jpg

       Отдельно стоит отметить проект кампуса Гугл, что растворяется в окружающей среде, благодаря пластичной светопрозрачной оболочке, и трансформируется из-за предусмотренных особенностей структуры. Павильон ICD и ITKE, который повторяет строение экзоскелета жука.

Офисное здание Telekom в Мустамяэ признано лучшим дигитальным проектом в Талинне в 2017 году.

       Дигитальная архитектура не везде воплощается в реальности.  Это связано с вполне объективными причинами, и конечно с дороговизной многих проектов.  И главными критериями «против» являются:

       Неэффективное использовании свободного пространства в здании; разрушение исторических центров; неосведомленность заказчиков и рабочих; неготовность производителей к смене технологий производства; отсутствие должного финансирования; сложности в производственном процессе.

dtyjsrtdgesrfgaewfef.jpg

        Также некоторые отмечают опасность строительных работ. По этому поводу разгорелся скандал вокруг стадиона "Аль-Вакра", спроектированного Захой Хадид. Сама же архитектор заметила, что безопасность работ зависит не от дизайна, а, прежде всего, от строительной компании.

        Но, как точно отмечают профессионалы, дигитальная архитектура – это будущее человечества. То, что сейчас кажется нелепым и странным, вполне может стать обыденным, так же, как и виртуальная реальность, смартфоны или фитнес-трекеры.  Во всяком случае, на сегодняшний день, этот стиль в архитектуре является для нас чем-то необычным, и, как и все новое, пока не принятым. Тем не менее, мы смотрим на эти здания с восхищением, отдавая дань полету фантазии архитектора. Мы не раз уже отмечали, что архитектура – это своего рода летопись человечества, а современные архитекторы описывают нашу с вами современность.

 

Источники –  Интернет сайты

Отредактировано С. Данилов