Архитектурный стиль. Дигитальная архитектура.
Архитектурный стиль. Дигитальная архитектура.
С 1990-х годов происходят поиски нового образа. Дигитальная архитектура отрицает фрагменты, симметрию. Архитекторы опираются на развитие науки. Целостность эфемерна. Для создания выразительного архитектурного образа используют фактуру, текстуру, технологии. Форма, которая не вписывается в декартову систему координат, не описывается изометрически. Нелинейная архитектура. Эффект нестабильности, неравномерности.
Здание трактуется как живой организм. Архитектура отрывается от контекста. Иллюзии, образы. Концепция движения, процесс проектирования — характер анимации (пространственно-временной). Необходимость ориентироваться на новейшие дигитальные технологии. Описание формы через категории времени.
Теория складки — идея движения через пространство. Лента Мёбиуса: одна поверхность образует открытое и закрытое пространство. Теория потоков — новый порядок, основанный не на форме, а на ментальности (поток людей, транспорта, информации). Аморфность форм, неравномерность. Трактовка объекта как живого организма. Концепция движения, потоков. Постоянное изменение объекта.
Дигитальная архитектура – новое дыхание цифровой эпохи человечества. Она кардинально отличается от других стилей (барокко, классицизм, ампир, постмодернизм, минимализм, готика) не только своими внешними параметрами, а и внутренними конструкциями.
Сам термин «дигитальная архитектура» впервые использовали в начале девяностых. В эти годы велись постоянные поиски новых возможностей самовыражения и способов формообразования. Акцентировав внимание на развитии науки и техники, архитекторы остановились на компьютерных технологиях. Digital в переводе с английского обозначает цифровой, чем, собственно, и объясняется название.
Здесь никто не ориентируется на эстетические предпочтения. В таком случае все определяет функционал построений, их экологичность и динамичность. Последнее, причем, точно характеризует посыл дигитальной архитектуры.
Информационная эра берет свое начало еще в середине двадцатого века. В пятидесятых вычислительные методы и ЭВМ влияли на развитие архитектуры, но не меняли традиционные методы в корне. Дигитальный этап развития человечества (в переводе digital – цифровой, электронный или компьютерный) стартовал в конце 1990-х, когда и началась технологическая революция.
Из-за существенных различий с уже устоявшимися мнениями об архитектуре в целом на пути у параметрического направления возникают две основные проблемы:
Необходимость переосмысления основоположных принципов формообразования.
Потребность в пересмотре объектов преобразования архитектуры, т. е. пространства человеческого обитания.
Современные архитекторы обязаны учитывать требования технологий и молниеносное сращивание виртуального и реального миров. Здесь уже речь идет не о самой архитектуре, а о реальности человека и его культуре. А двадцать первое столетие непосредственно связано с электронной, информационной и постинформационной культурой.
Дигитальная архитектура основывается на применении компьютерного моделирования, программирования и техник визуализации для создания и виртуальных, и физических строений. Базой для создания служит набор чисел, что хранится в электромагнитном формате. Они используются для формирования демонстраций, соответствующих материальным параметрам.
Нелинейный тип комбинирует в себе понятия параметризма, органи-теки, электронного барокко и пр. Они обращаются к сложно-упорядоченным системам, аналоги которых четко прослеживаются в естественной среде.
Основные черты дигитальной архитектуры: отрицание фрагментов и симметрии, эфемерность целостности в использовании фактур, текстур и технологий; выход их декартовой системы координат; нелинейность – эффект неравномерности и дестабилизации; многообразие состояний; аморфность форм; динамика; хаотичность.
С использованием современных компьютерных технологий, модернизированного оборудования и соответствующих материалов расширены границы проектирования и сформирована новая стратегия взаимодействия производителя с потребителем.
Архитекторы в дигитальной архитектуре освобождены от симметрии форм и могут полностью воплощать нереальные замыслы. Вот несколько имен архитекторов, которые являются сторонниками дигитальной архитектуры, -
Патрик Шумахер. Ввел термин «параметризм» и связал его с понятием «эвристика». Считает, что в недалеком будущем все архитектурные наработки будут отличаться органическим характером: все формы плавно перетекают друг в друга и создают единый гармоничный градостроительный ансамбль.
Питер Айзенман. Основал Институт исследования архитектуры и градостроительства. От деконструктивизма перешел к нелинейному варианту и вдохновился теорией фракталов после знаменитой выставки, посвященной Деконструктивной архитектуре, в нью-йоркском Музее современного искусства.
Фрэнк Гери. Его композиции обладают произвольностью, но многие видят в этом распадающиеся объемы, грубые поверхности и сломанные традиционные архитектурные элементы.
Но с дигитальной архитектурой ассоциируется точно только одно имя – Заха Хадид.
Эта женщина вошла в список успешных архитекторов. В 1980 году Хадид создает собственное архитектурное бюро. На протяжении десятков лет многие заказчики отклоняли ее проекты из-за невозможности реализации и даже из-за субъективного непринятия.
Первое возведенное дигитальное здание по чертежам Захи - пожарная часть для мебельной фирмы Vitra. Дизайн напоминает бомбардировщик с козырьками-крыльями.
Мост Шейха Зайда – символ современности и благополучия ОАЭ. Дизайн разработан Захой под яркими впечатлениями от песчаных дюн. Строение весьма прочное и способно выдержать резкие порывы ветра со скоростью более чем 100 км/час.
Так же в законченных проектах архитектора есть:
Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати.
Новое крыло музея искусств Одрупгаард в Страсбурге.
Центральное здание завода BMW в Лейпциге.
Отель «Пуэрта Америка» (Мадрид).
Центр водных видов спорта в Лондоне.
Оперный театр в Гаунчжоу.
Центр Гейдара Алиева (Баку).
Бизнес-центр «Пересвет-Плаза» (Москва).
Редакторы газеты The Guardian считают, что именно Хадид освободила геометрию архитектуры и придала ей новую выразительную идентичность. С чем нельзя не согласиться.
Другие примеры дигитальной архитектуры впечатляют присущей им масштабностью и многофункциональностью.
Наиболее яркие и запоминающиеся здания помимо упомянутых, сформированные в дигитальном направлении:
Выставочный павильон «Брелога» («Селигер-2009»).
Музей Роснано.
Параметрические перила в Новосибирске.
Офисное здание Media ICT.
Художественный музей Kumu.
Отдельно стоит отметить проект кампуса Гугл, что растворяется в окружающей среде, благодаря пластичной светопрозрачной оболочке, и трансформируется из-за предусмотренных особенностей структуры. Павильон ICD и ITKE, который повторяет строение экзоскелета жука.
Офисное здание Telekom в Мустамяэ признано лучшим дигитальным проектом в Талинне в 2017 году.
Дигитальная архитектура не везде воплощается в реальности. Это связано с вполне объективными причинами, и конечно с дороговизной многих проектов. И главными критериями «против» являются:
Неэффективное использовании свободного пространства в здании; разрушение исторических центров; неосведомленность заказчиков и рабочих; неготовность производителей к смене технологий производства; отсутствие должного финансирования; сложности в производственном процессе.
Также некоторые отмечают опасность строительных работ. По этому поводу разгорелся скандал вокруг стадиона "Аль-Вакра", спроектированного Захой Хадид. Сама же архитектор заметила, что безопасность работ зависит не от дизайна, а, прежде всего, от строительной компании.
Но, как точно отмечают профессионалы, дигитальная архитектура – это будущее человечества. То, что сейчас кажется нелепым и странным, вполне может стать обыденным, так же, как и виртуальная реальность, смартфоны или фитнес-трекеры. Во всяком случае, на сегодняшний день, этот стиль в архитектуре является для нас чем-то необычным, и, как и все новое, пока не принятым. Тем не менее, мы смотрим на эти здания с восхищением, отдавая дань полету фантазии архитектора. Мы не раз уже отмечали, что архитектура – это своего рода летопись человечества, а современные архитекторы описывают нашу с вами современность.
Источники – Интернет сайты
Отредактировано С. Данилов