В мастерской потомственных гончаров династии Рахимовых.

В мастерской потомственных гончаров династии Рахимовых.

 photo2022-12-0510-12-27.jpg

Акбар Рахимов

заслуженный деятель искусств Узбекистана, академик:

photo2022-12-0510-12-36.jpg

«Наша династия гончаров Рахимовых насчитывает семь поколений и представляет ташкентскую школу керамики. Сегодня керамику Узбекистана высоко ценят во всем мире – за ее художественное своеобразие и богатейшие традиции».

 

…Уютный традиционный узбекский дворик, фруктовые деревья, цветы, благоухает райхон-базилик, весело журчит арык, тихо звучит узбекская мелодия. В мастерской работает Гончар, в руках у него кусочек глины, он её мнёт, кладёт на гончарный круг, начинает его медленно крутить – и глина превращается в изящный сосуд… Всё пространство вдруг наполняется разноголосым пением птиц… Реальная композиция сада приобретает «условно-абстрактную» трактовку как олицетворение райского сада на выставке «Душа птиц».

photo2022-12-0512-00-25.jpg

Вот уже более десяти лет двери мастерской династии Рахимовых открыты для зрителей. Этой выставке предшествовали имевшие большой успех и резонанс ежегодные проекты: «Тысяча и одна свеча», «Гранат – образ рая», «Цвет миндаля», «Сорок красавиц», «Древо, соединяющее Небо и Землю». Мастера обращаются к поэзии, легендам, духовным традициям своего народа, мировой мифологии и фольклору, которые вдохновляют их, придавая всем проектам особый интерес, привлекательность, наполненность содержанием и красотой.

photo2022-12-0512-00-25-2.jpg

Каждая выставка Рахимовых – это своеобразная антология узбекского гончарного искусства: лощёная керамика Афрасиаба; по мотивам эпохи Саманидов, Кушанского периода и эпохи Темуридов; ташкентская школа XVIII – XIX вв.; работы по образцам сюзане и наскальных изображений; поливная, «степная» и с «игольчатым» орнаментом – объединённые одной цельной концепцией проекта под названием «Душа птиц».

 

В керамике Шохруха на смену изобразительности приходят предельно абстрактные геометрические орнаменты гирих – треугольники, квадраты, круги, полосы, которые расширяют художественные поиски молодого мастера.

photo2022-12-0512-00-27-2.jpg

Сегодня Рахимовы возрождают богатый кладезь орнаментальных узоров, форм и цветового многообразия керамики Узбекистана –  всё то что с течением времени постепенно забывалось, лишая уникальные керамические произведения всей полноты бытия. В то же время, бережно сохраняя архетипы и артефакты, они создают совершенно новые экспонаты, блестяще соединяя глубокие знания традиционной культуры и современные тенденции.

Акбар, Алишер и Шохрух Рахимовы – великолепные мастера формовки как простых небольших изделий, так и сложных, крупных размеров, декоративных сосудов и панно.

photo2022-12-0512-00-34.jpg

При этом весь процесс – от замысла, «добычи» глины, растирки красок, создания изделия на гончарном круге, нанесения орнамента и обжига в печи – выполняется ими самостоятельно.

Продолжая традиции легендарного Усто Мухитдина Рахимова,

photo2022-12-0510-12-26.jpg

его сын, внук и правнук часто путешествуют по стране, собирают материал, исследуют орнаменты, узоры, технологии локальных керамических школ, бережно используя их в своём творчестве. Возможно, именно этот накопленный династией Рахимовых огромный жизненный и творческий опыт воплотился в символе гордой и свободной Птицы, став центральной темой в экспозиции проекта.

Как известно, во все времена мастера на Востоке обращались в своём творчестве к известному Хадису: «В Рай войдут люди, чьи сердца подобны птицам».

И гончарный круг продолжает вращаться…..

 

Алишер Рахимов

photo2022-12-0512-00-31.jpg

заслуженный работник культуры Узбекистана:

«Будучи представителем династии, я сохраняю и следую традициям. Но, время диктует и новые поиски, эксперименты. И все равно, мы – Рахимовы – узнаваемы».