Реставрация в Самарканде: этапы истории

Реставрация в Самарканде: этапы истории

 vovovkryukpvekopnsaveruv.jpg

Начиная с 1983 года в Самарканде был образован Государственный музей-заповедник, в состав которого вошли и Государственный отдел по Охране и использованию памятников, в компетенцию которого входили; учет, фиксация, паспортизация, а также охрана и использование памятников. В 1986 году исполнялось 10 лет, как был принят Закон «Об охране и использовании памятников». За эти годы Министерством культуры в него были внесены две поправки и дополнения, которые ставили себе целью совершенствовать дела по государственному учету, охране, использованию и реставрации памятников. Все работы производились по проектно-сметной документации, разработанной в УзНИИ реставрации.

 

К 1986 году в городе Самарканде на учете и охране состояло более 218 памятников культуры. Из них 152 памятника архитектуры и истории, шесть памятников монументального искусства и четыре памятника археологии. В том числе, четыре памятника состояло на учете в ЮНЕСКО, 10 памятников архитектуры и истории стояли на учете Всесоюзного значения, 62 памятника архитектуры значились на республиканском учете, а четыре памятника монументального искусства охранялись республикой.

 

За двадцать лет - с 1960 по 1980 годы - на восстановление памятников материальной культуры Самарканда было израсходовано 3 миллиона 105 тысяч рублей. В следующей за этими годами к 8 пятилетке на эти работы было отпущено уже 1,1 миллиона, в 9 пятилетке – 1 миллион 381 тысяча, на 10-пятилетку при относительно низкой инфляции сумма на реставрационно-восстановительные работы резко возросла до четырех миллионов рублей. Только на работы по восстановлению одного памятника Биби-ханым было израсходовано с 1980 по 1985 годы 14 миллионов рублей! Памятник Биби-ханым, прежде считавшийся утраченным, был возрожден к жизни самаркандскими мастерами и рабочими. Была завершена облицовка куполов Северной и Южной малых мечетей и на стадии завершения находились работы по восстановлению портала Большой мечети. В медресе Тилля-Кори завершены работы по реконструкции кровли памятников. Была проведена реконструкция кровли мавзолея Гур-Эмир и большая часть работ по консервации и укреплению красочного слоя живописи интерьера мавзолея Биби-ханым. Началась реконструкция кровли и дворика Государственного Краеведческого музея-заповедника, а также консервация остатков старинной крепостной стены на городище Афрасиаб.

 

В течение пяти лет тремя народными мастерами велась работа по восстановлению утраченной майолики в мечети Тилля-Кори. Три мастера – Мирумар Асадов, Анвар Кулиев и Ташмукум Курбанов за свои труды стали лауреатами государственной премии имени Хамзы.

 

В эти годы заметно возрастает общественный интерес к сохранению и использованию памятников историко-культурного наследия, о чем свидетельствовал ряд писем, поступивших от жителей старой исторической части города в государственные органы с просьбами отремонтировать те или иные архитектурные памятники города. Получая эти письма, отдел охраны и Общество охраны старались отреагировать и принять соответствующие меры. Таким образом были проведены работы в махаллях «Ургути», «Пулоти», «Курганча», «Мулло Касым» и других.

 

В эти годы отделом охраны памятников так же выявлялись и брались на учет новые объекты. Например, с 1983 по 1986 годы на учет было взято более 20 памятников материальной культуры, среди которых были мехмонхона дома Кабировых, жилой дом Сабирова и другие.

 

Многие памятники города были буквально облеплены частными домовыми постройками, что сильно усложняло и мешало ведению соответствующих реставрационных работ. Такая проблема наблюдалась в Аксарае, квартальной мечетью Емини, находившейся в сильно аварийном состоянии.

 

Для осуществления многих комплексных работ по реставрации были созданы и функционировали специальные Научно-реставрационные производственные мастерские. В этих мастерских работало 259 человек, из которых 226 рабочих были объединены в 28 бригад, большая часть из них была занята непосредственно реставрационными работами на участках памятников города. На базе мастерских функционировали керамический и мраморные цеха, обеспечивающих объекты специальными облицовочными материалами. Причем, начиная с 1980 года, совместно с лабораторией разрабатывались методы по возрождению и созданию масс и глазурей по технологиям древних образцов.

 

В целях улучшения качества облицовочных материалов в Самарканде был построен керамический цех, выпускавший в год более трех тысяч квадратных метров облицовочных материалов, которые применялись в реставрационных работах не только в Самарканде, но и в Бухаре, Ташкенте, в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях. Ассортимент выпускаемой в керамической мастерской плитки состоял из 11 различных цветов и оттенков.

 

Помимо наружных работ на памятниках Гур-Эмир и Тилля-Кари были проведены большие работы по восстановлению и реставрации их внутреннего убранства. Специальная бригада художников работала с сусальным золотом и восстановила прежнюю красоту и великолепие этих помещений. Не прекращались также и работы на комплексе Шахи-зинда, где проводилась кропотливая работа над восстановлением прежнего облика мавзолеев.

 

В периодической печати историками и архитекторами неоднократно освещалась тема реставрации и сохранения исторического наследия города Самарканда, где указывалось на имеющиеся проблемы в этих важных вопросах.

 

За эти прошедшие годы были проведены масштабные работы на архитектурных памятниках – Биби-Ханым, комплексе Регистан, медресе Надир Диван Беги, Рават-Ходжа и других шедевров архитектурного наследия нашего города.