Историческая справка

Самым древним архитектурным и археологическим памятником Бухары является арк, или крепость города. Это величественное сооружение обращает на себя внимание каждого приезжающего в Бухару. Оно господствует над северно-западной частью города.

Это ядро древней Бухары и цитадель сменявших друг друга правителей: бухархудатов, султанов, ханов и эмиров. Оно находится в северо-западной части города. По археологическим данным основание Арка было возведено в 4 в. до н.э. Но те здания и помещения которые мы сегодня увидим относятся в основном к 17-20 вв. н.э. Крепость Арк неоднократно подвергалась разрушению, однако уже в 16 веке при династии шейбанидов она приняла современный вид. Общая площадь Арка составляет 4 гектара (34.675 кв. м.). Высота стен от 16 до 20 метров. Круг Арка составляет 780 метров. По плану Арк представляет замкнутый многоугольник. Его крутые склоны первоначально были облицованы сырцовыми блоками, а в более позднее время жженым кирпичом.

По сведениям Наршахи опиравшегося на более ранний труд автора Абдалхасана Нишапури «Хазина-и ал-улум» («Сокровищница знаний») цитадель была построена легендарным сыном иранского шаха Кейкавуса Сиявушем, который оклеветанный своей мачехой перешел через Аму-дарью и бежал в Туран. Здесь он нашел убежище у местного правителя Афрасиаба. Вскоре Сиявуш влюбился в единственную дочь Афрасиаба и просит ее руки. Но Афрасиаб ставит перед Сиявушем одно условие: он должен построить дворец на земле которой можно окутать бараньей шерстью. Но Сиявуш прибег к хитрости. Он разрезал шерсть на маленькие линии и соединив их на площади которой они занимали построил Арк.

Живая легенда приведенная у Наршахи, нашла отражение в эпическом сказании «Шахнаме» Фирдоуси, где Сиявуш представлен как строитель города Бехар в Туране: Высокий дворец в этом граде воздвиг, Сад, полный прохлады и пестрый цветник. И роспись везде на стенах галерей: Охоты, сраженья, забавы царей.

Позже противники Сиявуша посеяли недоверие между ним и Афрасиабом. В конце концов Афрасиаб приказал убить Сиявуша. По свидетельству Наршахи это обстоятельство привело к многочисленным войнам между Ираном и Тураном. По преданию Сиявуш был похоронен у восточных ворот Арка которые назывались Гуриён. Зороастрийское население Бухары очень чтило Сиявуша, его даже называли «Сиявуши Вали». На каждый праздник Навруз (день весеннего равноденствия) мужчины зороастрийцы Бухары приносили в честь Сиявуша в жертву петуха. Здесь же пелись специальные ритуальные песни которые назывались «Плачем мугов».

Позже крепость пришла в запустение и только в 7 в. н.э., незадолго до прихода арабов, бухархудат Бидун снова восстанавли-вает Арк, а потом приказал вырезать имя строителей на железной доске и прикрепить ее к воротам дворца. Согласно той же легенде дворец скоро рухнул, и сколько ни возобновляли постройку, возвести здание так и не удалось. Тогда Бидун посоветовавшись со старейшинами Бухары строит крепость в форме созвездия «Большой Медведицы» на 7 каменных столпах. Отныне Арк становится ядром феодального города; в нем располагался дворец, правительственная канцелярия, тюрьма, казначейство, храм.

Арк заключал в себя целый город, составленный из тесно сросшихся между собой домов, двориков и дворов, с государственными учреждениями, жилищем эмира, его жен, родственников, чиновников двора.

Тахтапуль- пандус, подъем к воротам Арка. Он огражден с двух сторон массивными каменными перилами. Длина пандуса около- 20 м., ширина от 3,5 до 5 метров. Первоначально пандус имел деревянный помост почему и назывался «тахтапуль». Под тахтапулем ранее располагались «канахона»- тюрьмы для особо опасных преступников.

Пештокча- железные кольца вделанные в стены перед боковыми входами пандуса. Таких колец двое по обе стороны пандуса. Они использовались для того чтобы показать что эмир отдыхает, или в данное время не принимает посетителей. Через эти кольца продевалась нить, и все бухарцы понимали что сейчас эмир отдыхает и его нельзя беспокоить.

Гульдаста- башни воздвигнутые по одной с каждой стороны ворот.

Суфа- возвышенная площадка над тахтапулем. Её современная облицовка была сделана в 1894-1895 гг. при ремонте тахтапуля. По утрам на этих суфах сидели сановники дожидавшиеся открытия ворот.

В верхней части тахтапуля по четвергам, субботам, иногда по понедельникам производились публичные наказания.

Дарвоза- Ворота Арка. Эти ворота Арка имеют наверху 3-х этажную постройку. Эти ворота были устроены Абдуллаханом. Сами ворота поставлены при Абдулахадхане. Они из дерева гуджум- карагач. Нижний порог сделан из тутовника. Так как он лучше переносит сырость. Над самыми воротами Арка висела плетка (камчи) легендарного народного героя богатыря Рустама. Она служила символом власти эмиров. Вообще кухендиз (термин иранского происхождения) –имел двое ворот. Восточные назывались- Гуриан, западные- Регистан, по имени площади.

Долон- крытый, идущий вверх проход, заворачивающий к северу. Его крыша была заменена в 1893 году. Первая была из арчевых бревен, новая из карагача. Длина долона 20 метров, ширина 3-5 метра.

Долон в каждой из стен имеет ряд ниш. В левой, западной стороне их- 12, в правой- восточной стороне-13. В нишах на правой стороне сидели стражи-мерганы охранявшие вход в Арк. Все ниши прямоугольные, отштукатуренные ганчем.

Одна из ниш отличалась от других. В этой нише никто не спал и ни сидел, здесь стоял светильник- «чирог» в память об основателе Арка Сиявуше. Неподалеку от этого места находилось крутая, ныне заложенная, лестница. Она вела из долона в конюшенный двор эмира- «саисхону».

В левых нишах располагались тюрьмы- «канахона» (клоповник) и «обхона» где отбывали срок особо опасные преступники. В одной из таких камер томился известный писатель Садриддин Айний.

Выйдя из долона мы идем по куче- довольно широкой улице ведущей к пятничной мечети. Слева от нее располагались помещения тупчибаши, возглавлявшего охрану и шпионскую службу эмирского дворца.

Сейчас мы находимся у пятничной мечети Арка построенной в 17 веке.

Вообще, мечеть это молитвенное здание в исламе. Слово мечеть восходит к арамейско-набатейскому «масгита», значение которого «место где совершаются земные поклоны». Основные черты мечети определились в конце 7 века. Большинство мечетей имеет один или несколько минаретов, с которых провозглашается призыв к молитве (азан). В молитвенном помещении находится михраб- ниша, указывающая направление на Мекку. Около михраба ставится кафедра проповедника- минбар.

Первая мечеть была построена в селении Куба близь Медины. В середине 623 года мечеть такого же типа была построена и в самой Медине рядом с домом пророка Мухаммеда.“Арк цитадел” в городе Бухаре, Бухарской области. В чистом виде мечети «дворового» типа сложились в Куфе и Басре, где сразу же потребовалось пространство, по крайней мере, на 20 тысяч человек.

Мечеть имела очень большое общественное и политическое значение. В первые века ислама в мечетях Аравии хранилась казна, объявлялись указы, велись судебные разбирательства. Позже мечеть превратилась только в место для молитв.

Для пребывания в мечети требовалась ритуальная чистота, лучшая одежда, человек должен был вести себя достойно, не разговаривать громко, не отвлекаться. При входе в мечеть верующие обязательно снимают обувь. Женщины молятся в специальной огороженной части общего зала или на галереях.

Пятничная мечеть Арка мечеть Джамэ была построена при эмире Субхан-кули хане (1680-1720). Последний ремонт был произведен при эмире Алимхане (1911-1920). Ремонтные работы возглавил знаменитый бухарский зодчий Уста Ширин Мурадов.

Квадратное зимнее помещение мечети с 3-х сторон охвачено колонным айваном. Айван покоится на невысокой каменной суфе.

Подъём на айван мечети расположен с южной стороны. Потолок айвана полностью покрыт геометрическим растительным орнаментом и росписью. Колонны южного айвана с грибовидными сталактитовыми капителями покрыты росписью. В мечети существует 4-михраба, на каждой части айвана, и 4-й в зимнем помещении мечети.

Михраб- эта ниша, в стене обращенная в сторону Мекки, обозначает направление в котором обращены лица молящихся.

Внутренняя часть арки михраба украшена белоснежными воздушными сталактитами.

Зимнее помещение имеет 9 дверей. Потолок помещения украшен резьбой и росписью по дереву. В центре потолка небольшой куполок заполненный крупными сталактитами, а по его периметру проходит полоса из чередующихся квадратов со сталактитами и зеркальным покрытием. Верхний край мечети опоясывает сложный сталактитовый карниз «мукарнас». Ниже этого карниза в прямоугольных картушах расположены надписи, относящиеся к ремонту мечети (1338 г.х.). Надписи сделаны на персидском языке, и в них говориться о том, что благодаря милости Всевышнего и с его помощью люди построили мечеть наподобие мечети Аль-Аксы в Иерусалиме.

По периметру стен на небольшой высоте расположены токча- глубокие ниши прямоугольной формы. Они служили для хранения книг и других культовых предметов. По обе стороны михраба выступают золотистые полуколонки с золотистым покрытием. На них ставились чироги (светильники).

В 7-8 вв. в Среднюю Азию вместе с арабами пришла не только новая религия ислам, но и новая письменность на арабском языке.

Арк. Она расположена на насыпном холме высотой, примерно в 20 м. Площадь ее составляет 4,2 гектара По плану Арк - замкнутый многоугольник. Крутые склоны его сплошь были обложены блоками, позднее заменены сырцовым, а затем жженым кирпичом.

Древнюю кладку лучше всего наблюдать на обнаженном северном склоне. Здесь видны и культурные наслоения, содержащие остатки костей животных, посуды и т. д. Арк со всех сторон окружен крепостной стеной, время постройки которой относится к последним двум-трем столетиям. Она много раз перестраивалась и ремонтировалась. На северном склоне эта стена наиболее уязвима, здесь можно насчитать до десятка поздних заделок. До завоевания Бухары арабами Арк служил местопребыванием правителей города - бухар-худатов. При Саманидах (IX-X вв.) Арк заново перестраивается и укрепляется стенами и башнями (следы от северо-западной башни сохранились до настоящего времени).

При династии Караханидов (IX-XII вв.) и во время нашествия монголов (XIII в.) Арк подвергался неоднократным разрушениям. В XVI веке при династии Шейбанидов он принял современный вид. Парадный въезд в Арк архитектурно оформлен в виде двух столбообразных башен. Верхняя часть башни соединена с галереей, над которой построено помещение с террасами. Здесь размещались музыканты и находился городской караул.

Вход в Арк представляет собой пандус, или постепенно поднимающуюся дорожку, которая ведет через крытый длинный коридор к мечети Джами. На одной из стен Арка висела большая кожаная плеть (камча) - символ власти эмира. Эта плеть, по преданию, принадлежала легендарному народному герою Рустаму. С левой стороны коридора расположены помещения для воды (обхана) и песка (регхана). Некоторые из помещений были перестроены в камеры для заключенных. Здесь же находилась «канахана», или клоповник - камера, куда бросали опасных государственных преступников. Все здания, находящиеся в Арке, относятся к XVII - XX вв., то есть к правлению узбекских династий Аштарханидов и Мангытов.

В то время Арк служил местом пребывания правителей города, а позднее - ханов, эмиров, чиновничьей знати и военачальников. В начале XX в. в Арке проживало до трех тысяч человек. От Джами-мечети узкая улица вела мимо двора первого министра (кушбеги) к небольшому куполу - Чарсу, откуда открывается вход во двор приветствий (салямхана). Здесь эмир принимал своих чиновников и посетителей.

Направо от Чарсу находились эмирские конюшни, откуда просачивались нечистоты в камеры, где сидели заключенные. На конюшенном дворе помещалась нагорахона, служившая местом для караула и оркестра. В нижней части имеется сагана (надгробие), приписываемое основателю Арка - Сиявушу. По левую сторону от Чарсу расположен большой мощеный двор - курынышхана. Здесь происходили церемонии приема послов и коронации эмиров. С трех сторон двор окружал деревянный айван. При входе возвышался мозаичный портал (1605 год).

На восточной стороне двора под деревянным балдахином помещался мраморный трон из резного нуратинского камня. Вся восточная половина Арка в настоящее время разрушена. Это - археологический заповедник. Но здесь сохранились два здания. В северной части - Чильдухтаран, связанный с преданием о сорока девушках, замученных и брошенных в колодец Насрулла-ханом. На южном склоне - здание неизвестного назначения. С нагораханы открывается панорама Бухары и ее окрестностей. Видны отдельные возвышенности - тепа. В настоящее время в Арке размещается областной краеведческий музей.