Археологические памятники Сурхандарьи. Кампыртепа. Далварзинтепа. Городище Кампыртепа

Археологические памятники Сурхандарьи. Кампыртепа. Далварзинтепа.

Городище Кампыртепа

ayukryryyoyeoykeryukpkp.jpg

            На обрывистом берегу реки Амударьи в 30 километрах к западу от Термеза находятся руины античного города Кампыртепа, отождествляемого учёными с легендарной Александрией на Оксе (Амударье). Общая площадь сохранившейся части крепости составляет около 4 га. Кампыртепа представляет собой цитадель, окруженную рвом, и «нижний город», обнесенный крепостной стеной с башнями. Цитадель, имеющая многометровые слои эллинистического времени, начала осваиваться в конце IV в. до н.э. Застройка «нижнего города» произведена по единому плану в начале I в. н.э. и просуществовала до времени правления кушанского царя Канишки I (первая треть II в. н.э).

Памятник, открытый академиком Э.В.Ртвеладзе в 1972 году, исследовался им на протяжении 30 лет. Сегодня изучено более 70% его территории. Крепость Кампыртепа обладает рядом ярких характеристик. Открытый здесь массив единовременной кушанской жилой застройки датирован периодами правления царей от Сотера Мегаса до Канишки I (вторая половина I века н.э. – первая половина II в. н.э.). Комплекс материальной культуры этих кварталов является эталонным для периода становления и расцвета Кушанской империи.

yckeovolkyorupfuaucaua.jpg

             Бактрийский отряд Среднеазиатской археологической экспедиции Института археологии под руководством Н.Д.Двуреченской начал раскопки восточной части «нижнего города» Кампыртепа в 2004 году. До этого времени считалось, что на всей территории «нижнего города», где располагались жилые кварталы, построенные по единому плану в раннекушанское время (I в. н.э.), и более ранней застройки не существует. Однако уже в первый сезон работ в исследуемой части памятника под кушанскими  слоями удалось выявить еще три строительных периода: раннеэллинистический, греко-бактрийский и кушано-юэчжийский.

Важной характеристикой памятника является его ярко выраженное функциональное значение. Поселение располагалось на краю надпойменной террасы правого высокого берега реки Амударьи (в древности – Окса) и было основано для обслуживания переправы через нее.  Терраса протяженностью около 2 км изрезана сеткой оврагов с пологими устьями и имеет природные цирки, удобные для устройства переправ. Она использовалась в этом качестве, начиная с ахеменидского времени, о чем свидетельствует крепость Шортепа на западной окраине террасы. Позднее, в конце IV в. до н.э., переправа переносится на Кампыртепа, а с эпохи раннего средневековья ее функции выполняет Шуробкурган. В порту Кампыртепа осуществлялась перевалка большого объема самых разных товаров, которые шли сюда по пути из Афрасиаба - столицы Согда в столицу Бактрии – город Бактры, расположенную в 70 км к югу от крепости, и далее идти на юго-восток, в Индию.

yeolvnlynelypfcauaua.jpg

             За время изучения Кампыртепа сделан ряд интересных открытий в области материальной и художественной культуры кушанской Бактрии.  В частности, сенсационным стало обнаружение узбекскими археологами близ ворот городской цитадели руин буддийского святилища. А из основания одной из его стен была извлечена терракотовая скульптурка сидящего Будды первой половины II в.н.э. Примечательно, что это практически единственное сооружение подобного рода в этом античном городе. До настоящего времени в практически полностью вскрытой застройке его присутствовали культовые сооружения, связанные, как считалось до сих пор, только с зороастрийскими и местными культами. Найденная скульптурка Будды уникальна, хотя и отображает классическую иконографию изображения этого божества - скрещенные в позе йога ноги, лежащие на ногах руки, кисти которых соприкасаются под животом, удлиненные мочки ушей, волосы собраны на затылке в шиньон – ушнишу. Наиболее близкой аналогией этому образу может быть рельефное изображение Будды на «Триаде» из Фаязтепа, а также"Будды-Мазды" из настенной живописи в одном из пещерных храмов Каратепа (I в.н.э.). Это изображение, передающее образ синкретического создания, объединившего в себе черты верховных божеств тогдашних двух мировых религий - буддизма и зороастризма, соответственно Будды и Ахура Мазды (в переводе "Господь Мудрость").

Исследованиями на цитадели Кампыртепа установлено, что в эллинистическое и греко-бактрийсксоевремя (кон. IV - кон. II вв. до н.э.) с внешней стороны - к северу от предвратного сооружения и пандуса находилось строение арсенала или портового типа. В следующий за ним кушанский (кон. II - I вв. до н.э.) период в кордегардии (караульное помещение), обнаружена керамическая матрица для тиражирования терракотовых образцов с изображением Афины с копьем. Как известно, эта богиня также считалась покровительницей воинов.

agsduzegsdzkankokepk.jpg

           Кампыртепа – это уже очередной античный портовый город на Амударье, третий по счету после Айртама и столичной Тармиты (городище Старый Термез), в двадцатикилометровой округе, которой они располагались. Первый - выше, по течению реки, и восточнее, второй - ниже и западнее. Причем еще ранее исследователями было установлено, что городище Кампыртепа, располагавшееся на древней переправе Бурдагуй, выполняло функции гостиницы и таможни. Кстати, название ее происходит от греческого слова Пандоки-Пандохеон, что в переводе означает "гостеприимный дом".

На городище Кампыртепа проведены уникальные работы по консервации объектов. Опыт консервации и реконструкции в Кампыртепа является наиболее успешным в регионе. Восстановление части внешней крепостной стены и одного кушанского квартала, проведенное благодаря спонсорской поддержке Американского конгресса, выполнено с максимальным использованием древних строительных приемов. Для формовки сырцового кирпича использовался лёсс, который брался у подножия крепостной стены, обсушивался на месте и укладывался на глиняном растворе. Крепость Кампыртепа включена в Список памятников культурного наследия, охраняемого ЮНЕСКО. 

Городище Дальверзинтепа

ynlngdlgnkvdlvrupkpkp.jpg

              Городище Дальверзинтепа расположено в Шурчинском районе Сурхандарьинской области, в плодородной долине Сурхандарьи.  Его начало восходит к III в. до н. э., расцвет приходится на эпоху Кушанской империи (I–IV вв. н.э.), упадок – на IV–V вв. В период расцвета город был окружен оборонительной стеной длиной около 2,5 км, толщиной до 10 м и широким рвом. В стенах и башнях города были устроены стрелковые галереи и казематы, а на гребнях – боевые ходы и площадки для стрелков, пращни­ков и камнеметных орудий.

Кушанская империя достигла своего наивысшего расцвета при царе Канишке I, когда это могущественное государство достигло столь высокого уровня развития и стабильности, что достойно конкурировало в сфере торговли и культурных обменов с другими тремя евразийскими супер-империями древнего мира - Римской, Парфянской и китайской Хань. Эта четвёрка «великих держав» древности, распространила свое влияние на всей территории от Атлантического до Тихого океана. Позднее историки назовут этот период (I–IV вв. н. э.) «имперским». Именно в это время из Китая через земли кушан и парфян в римскую Сирию протянулась крупнейшая в истории человечества караванная дорога — Великий шелковый путь.

vengdgsdapdkaovyupcuaua.jpg

          Одним из самых значительных достижений кушанской эпохи стал высокий уровень культуры, в которой были сплавлены достижения местной цивилизации древневосточного типа, лучшие традиции культуры эллинизма, утонченность искусства Индии и особый стиль, принесенный кочевыми племенами с просторов Азии.

Одной из причин создания подобных обстоятельств в государстве была проводившаяся императором Канишкой политика межэтнической и межконфессиональной толерантности. Караваны зарубежных купцов и пилигримы с удовольствием путешествовали по Кушанской империи, поскольку в этом государстве была создана очень благоприятная и благодатная обстановка для дружеского сосуществования всех народов и людей, независимо от их расовой принадлежности и духовной ориентации. На то же время пришлись расцвет, дальнейшее распространение и ретрансляция буддизма по Шелковому пути в сторону Восточного Туркестана, Китая, а затем, несколько позднее, на Корейский полуостров и Японию.

afeuognlaoyapcayaucfauapu.jpg

           Археологически Дальверзинтепа почти «стерильный» античный город, раскопки кото­рого дают возможность изучать градостроительные особенности, форти­фикацию, архитектуру, искусство и материальную культуру Северной Бактрии, особенно для времени Великих Кушан.

По мнению Г.Пугаченковой, «сопоставление исторических и ар­хеологических данных дает основания отождествить его с той первона­чальной кушанской столицей, расположенной к северу от Амударьи, ко­торая под наименованием Ходзо фигурирует в древней китайской хронике».

Систематическое изучение Дальверзинтепа началось в 1967 году. Раскопанное археологами городище площадью около 47 гектаров было буквально нашпиговано артефактами. В северо-западной части городища раскопан храм бактрийской богини, где обнаружены скульптуры божеств и уникальные образцы настенной живописи с изображением жрецов и младенцев. В центре найден буддийский храм II–III вв. н. э. В загородной зоне обнаружены руины другого буддийского святилища, воздвигнутого, судя по находкам монет, еще раньше – около I в. н. э. Оба культовых комплекса некогда были украшены глиняной и гипсовой скульптурой. Археологи обнаружили более трех десятков великолепных скульптур разных размеров – от полуметра до 3 и 4 метров высотой. Среди них многочисленные статуи Будды, бодхисатв, других буддийских персонажей, скульптурные изображения правителя, его наследника, знатной дамы, вельможи.

aykeorenolanglkealykprukp.jpg

       Часть археологической коллекции Дальверзинтепа экспонировалась на выставках в Японии, Швейцарии, Германии, Франции, США, Малайзии, Республике Корее.      

Центральную часть города занимали кварталы богатых горожан, застроенные жилыми домами с просторными айванами, парадными помещениями и хозяйственными постройками. Во многих домах количество комнат достигало двух, а то и трех десятков.

fau6gu6geotrcpakikuaauy.jpg

          В одном из таких домов в 1972 году в ходе раскопок археологи обнаружили крупнейший в истории региона дальверзинский клад золотых предметов, весом около 36 кг, относящийся к I в. н. э. Дальверзинский клад по своей научной значимости не уступает зна­менитому амударьинскому кладу, хранящемуся в Британском музее. Впервые на всем Среднем Востоке обнаружен клад драгоценных кушанских изде­лий, притом исторически уточненный благодаря находке его в археологи­ческом слое.

afeongvlvepvciruaykappk.jpg

           При раскопках найдены также многочисленные изделия из слоновой кости, в том числе самые древние в мире шахматные фигурки (I–II в. н. э.),а также изделия из полированного камня, медные монеты, бусы из драгоценных камней, тонкостенная керамика, относящаяся к греко-бактрийской эпохе.

Большой интерес среди находок представляют фигурки музыкантов, которые говорят о музыкальных пристрастиях народов того времени. Среди музыкальных инструментов того времени узнаваема короткая лютня. В позе музыканта (игра сидя) можно увидеть традиции эллинической Греции. Терракотовая фигурка музыканта дает представление о бактрийской арфе - инструменте "небесной музыки", особо почитаемой на Среднем Востоке.

Результаты раскопок на городище Дальверзинтепа, бывшего некогда главным городом набирающей могущество Кушанской империи, позволяют судить о том, как культура кушан усваивала и творчески перерабатывала различные традиции различных цивилизаций, расположенных на Великом Шёлковом пути.

Городище Айритам

ukfyeoenolaelovenroyupukapk.jpg

         Айритам - городище, состоящее из ряда отдельных памятников, расположенных вдоль правого берега Амударьи в 18 км к востоку от Термеза, общей площадью около 90 га. В греко-бактрийское время (во II веке до н.э.) на территории Айритама возводится монументальное здание - форт. С рубежа нашей эры в связи с проникновением в Северную Бактрию буддизма в Айритаме начинается широкое строительство буддийских культовых памятников. Развалины греко-бактрийского здания используются как платформа для буддийского комплекса. В кушанское время в Айритаме складывается крупный буддийский храмово-монастырский центр, протянувшийся почти на 3 км вдоль берега Амударьи. Здания комплекса были богато украшены скульптурой и архитектурным декором, выполненным из мраморовидного известняка. В строительстве применялся жженый кирпич. Вокруг комплекса существовали хозяйственно-производственные службы, среди которых выявлены кирпичеобжигательные и гончарные печи. Во второй половине III века Айртам приходит в упадок и больше не восстанавливается. Проводивший здесь исследования ученый М.Массон обнаружил в 1932 году несколько великолепных буддийских скульптур и плит с изображением музыкантов и гирляндоносцев.

Кара-Камар

afugovelvaotpcvprauyapkucpapu.jpg

            Кара-Камар - уникальный пещерный комплекс, вырубленный в каменистых отрогах обширной Шерабадской гряды на границе Узбекистана и Туркменистана, которому почти две тысячи лет. Впервые пещеры здесь были обнаружены в 1875 году известным географом и путешественником Н. Маевым во время рекогносцировки дорог в Восточной Бухаре.

Планировка помещений Кара-Камара не имеет аналогов среди рукотворных пещер Востока. Это целый пещерный город: три больших зала и множество помещений поменьше обрамляют с трех сторон вырубленный в горном массиве громадный прямоугольный "двор" площадью около двухсот квадратных метров и высотой до десяти метров. Его открытый торец уступом нависает над кручей. Заметно стремление строителей увязать архитектуру пещер с естественной средой.

Внутри пещер обнаружены надписи на бактрийском, греческом, арабском и других языках. А найденные здесь две трехстрочные латинские надписи стали настоящей сенсацией в научном мире, поскольку Бактрия находилась на многие тысячи километров вдали от Римской империи. В надписях можно распознать имя – «Гай Рекс» и, вероятно, название 15-го римского легиона «Аполинарис». 15-ый Паннонский легион был сформирован в 53 г. до н. э. Юлием Цезарем, и в 37 г. до н. э. он принимал участие в парфянском походе Антония, закончившимся полным разгромом и капитуляцией всей римской армии. Парфянский царь Ород II поселил пленных римлян в Маргиане на границе с Согдом иБактрией, но в 20 г. до н. э. Фраат IV вернул их Августу. Это был единственный случай возвращения римских пленных противником. Примечательно, что данный легион и позже не раз принимал активное участие в римско-парфянских войнах. Но не исключена и другая версия: Гай Рекс мог быть участником одной из римских торговых или дипломатических миссий, направленных в Кушанскую Бактрию.

Пещерный комплекс имеет полную аналогию с так называемыми митреумами - своеобразными храмовыми сооружениями поклонников Митры - синкретичной религии, возникшей в начале нашей эры. Она зародилась среди легионеров и затем распространилась по всей Римской империи, простиравшейся на огромной территории от Англии до Ирана.


При подготовке статьи использованы материалы сайтов www.zerkalo21.uz, kampyrtepa.narod.ru

Источники – samarkandtour.com

Отредактировано С. Данилов